Как советские летчики "Ли Си Цин" и "Суть Янь Гин" воевали в небе над Кореей

Пасмурный день 1 ноября 1950 года. Советские летчики на МиГ-15 открывают счет боевым вылетам в небе Кореи. Лейтенант Федор Чиж сбивает один из "Мустангов", штурмовавших наземные войска в китайской провинции у границы с КНДР. Через несколько минут старший лейтенант Семен Хоминич заносит на свой счет американский реактивный F-80 Shooting Star. Его летчик будет считаться пропавшим без вести. После такого старта советская авиация сыграет немалую роль в корейской войне. Но СССР признает это не сразу
Редакция сайта ТАСС
01 ноября, 04:00

Самолеты МиГ-15

Помощь союзникам

После окончания Второй мировой войны Корейский полуостров оказался разделен по 38-й параллели на северную советскую и южную американскую части. Казалось, это продлится недолго и со временем Корея станет единым независимым государством.

Но в условиях начинающейся холодной войны СССР и США не смогли договориться о деталях воссоединения. Так возникли Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) на севере и Республика Корея на юге. Их руководители ненавидели друг друга.

Вождь северян Ким Ир Сен пытался убедить Иосифа Сталина, что необходимо как можно скорее нанести удар и объединить страну под его началом. Но советский лидер колебался: он опасался конфликта с США с возможным использованием атомного оружия.

Однако 25 июня 1950 года война все же началась — с успешного наступления северокорейских войск. Но вмешались американцы под флагом войск ООН. Они задействовали мощные авиацию и флот — и в сентябре перешли в контрнаступление. Чтобы не допустить разгрома армии КНДР, в войну по указанию председателя партии Китайской народной республики (КНР) Мао Цзэдуна под видом добровольцев вступили части их армии. Китайский и корейский лидеры понимали, что при подавляющем превосходстве противника в воздухе потери их войск будут огромными, а подтягивание резервов — невозможным. Они обратились за экстренной помощью к Сталину, чтобы наши ВВС обеспечили надежное прикрытие.

Последствия бомбардировки американской авиации в Пхеньяне, 1951 год

Советский вождь опасался широкомасштабной войны, которая грозила перерасти в мировую, но бросить союзников не мог. Он приказал срочно и тайно готовить советские авиационные соединения для помощи КНДР и КНР.

Во второй половине октября 1950 года началась переброска в район Мукдена истребительных авиадивизий (иад). Первой подготовили 151-ю гвардейскую иад. До половины ее летного состава и все командиры обладали боевым опытом. На вооружение поступили новые реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-15бис — летный состав успел их неплохо освоить. Именно им предстояло вступить в бой в ноябре — на два дня раньше, чем планировалось.

Также были подготовлены 28-я и 50-я иад, а в середине ноября в Китае на аэродромах Мукден, Аньшань, Ляоян сформировали 64-й отдельный истребительный авиакорпус (иак), куда вошли эти дивизии. Его первым командиром стал генерал-майор авиации Иван Белов, в личном составе был 3 271 военнослужащий.

Перед соединением стояла задача: прикрыть от налетов железнодорожные узлы, стратегические мосты, Супхунскую ГЭС на реке Ялуцзян, аэродромы, места крупных сосредоточений войск. А также — не допускать пролета разведчиков противника в важнейшие административные и экономические центры КНДР и северо-восточных районов КНР. Вскоре передовой рубеж патрулирования был перенесен на территорию Северной Кореи.

"Черный четверг" и лучшие асы

Официально советская авиация не участвовала в войне. Поэтому нужно было соблюдать секретность. Отечественные "МиГи" имели опознавательные знаки китайских или северокорейских ВВС, а летчикам выдали разговорники с наиболее употребляемыми словами, написанными кириллицей. Правда, вскоре от них отказались — радиообмен стали вести на русском.

МиГ-15 с эмблемой ВВС КНДР

Советским летчикам запрещалось действовать над Желтым морем и преследовать уходящие или подбитые самолеты противника. Воздушные бои велись в основном вблизи морского побережья. Район северо-западной части КНДР вдоль реки Ялуцзян они контролировали — весь он получил в американских источниках название "Аллея "МиГов".

В ходе войны происходила ротация частей и соединений, входивших в 64-й иак, — и школу боев на полуострове прошло много сильных и хорошо подготовленных летчиков. Среди них было немало асов периода Великой Отечественной войны. Например, командир 303-й иад (затем корпуса) генерал-майор авиации Георгий Лобов. За 1941–1945 годы он одержал 10 личных и 3 групповые победы — а в небе над Кореей добавил к ним еще 4. Другой дивизией — 324-й — командовал лучший ас антигитлеровской коалиции Иван Кожедуб (на счету 64 личные победы). Правда, ему было запрещено подниматься в небо и участвовать в боях с американцами, но он передавал свой опыт подчиненным.

Появление советских реактивных машин со стреловидным крылом стало для противника шоком. Их поршневые самолеты и реактивные истребители с прямым крылом (F-80 "Шутинг Стар" и F-84 "Тандерджет"), которые уверенно себя чувствовали в первые месяцы боевых действий, имели мало шансов в боях с творениями ОКБ Микояна и Гуревича.

Еще сильнее это повлияло на авианосную авиацию США — лишенная надежного прикрытия, она больше не могла безнаказанно хозяйничать в небе Кореи. Единственным серьезным соперником нашего МиГ-15 стал F-86 "Сейбр", принятый на вооружение в 1949 году, — их американцы стали в больших количествах направлять на Дальний Восток.

Первый воздушный бой реактивных истребителей со стреловидным крылом (советских МиГ-15 и американских F-86) состоялся 17 декабря 1950 года. А 22-й "МиГ" из 177-го иап в 40 км от Сончона сбил первый "Сейбр", американского пилота взяли в плен.

12 апреля 1951 года в небе Кореи произошло событие, вошедшее в историю американской авиации как "черный четверг". Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя. Многие самолеты получили серьезные повреждения. Командир 324-й иад полковник Иван Кожедуб свидетельствовал: были пленены экипажи трех "Суперкрепостей" (B-29).

Одним из важных последствий этого "черного четверга" стал отказ американцев от массированных бомбардировочных налетов в течение трех месяцев. Это время им понадобилось, чтобы обеспечить достаточное прикрытие бомбардировщиков истребителями F-86 "Сейбр". Но и теперь многие бои заканчивались для них печально.

Летчик Гарольд Фишер из 80-й эскадрильи вспоминал о случившемся 23 октября 1951 года: тогда группа из 12 "Суперкрепостей" В-29 вылетела в Северную Корею под прикрытием F-86. Их встретили МиГ-15. Они произвели несколько атак по "крепостям", не обращая внимания на американские истребители сопровождения. Те оказались совершенно неэффективными.

"МиГи" вели огонь из пушек, даже не входя в зону обстрела пулеметного огня, и стрелки бомбардировщиков оказались совершенно бессильны перед подобной тактикой. То была встреча самолетов Второй мировой войны с современными реактивными истребителями
Летчик Гарольд Фишер

Результат — 8 В-29 были сбиты, а остальные получили столь сильные повреждения, что не рискнули тянуть через море на Окинаву и сели на передовых базах в Южной Корее. Позже американцы вылетели на поиски членов экипажей, покинувших свои изрешеченные машины над водой.

После этого бомбардировочные налеты возобновились, но теперь их проводили в основном по ночам — это снизило их эффективность. Конечно, отчеты противников о результатах сильно расходятся.

По советским данным, советские пилоты в Корее всего сбили 642 самолета типа F-86, еще 181 такой самолет поразили китайские и северокорейские коллеги. Американские источники признали гибель 250 этих истребителей.

А гигантских "Суперкрепостей" всего было сбито 76. Это те самые самолеты, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Миф об их неуязвимости был рассеян.

Лучшим асом боевых действий на Корейском полуострове стал штурман 17-го иап (303-я иад) майор Николай Сутягин. В ходе 149 боевых вылетов он участвовал в 66 воздушных боях, сбил 22 американских или австралийских истребителя. 19 побед в небе — на счету командира 196-го иап (324-я иад) подполковника Евгения Пепеляева. Он совершил 109 боевых вылетов и принял участие в 38 боях. Обоих летчиков секретным указом Президиума Верховного Совета СССР удостоили звания Героя Советского Союза.

По американским данным, их ас капитан Джозеф Макконнел сбил 16 советских МиГ-15. Сам он был сбит 12 апреля 1953 года, смог катапультироваться, и его спасли наземные службы.

Засекреченные герои

В Советском Союзе несколько десятилетий скрывалась информация о боях наших летчиков в небе Кореи. Если про операцию Х и Z (участие военнослужащих в Гражданской войне в Испании в 1936–1939 годах и помощь китайскому народу в отражении японской агрессии в 1937–1940 годах соответственно) можно было говорить, то про военные действия в 1950–1953 годах — нет. На архивных документах стояли грифы секретности.

Группа МиГ-15, преследующая самолет ВВС США в небе над Кореей

Лишь в конце 1980-х годов появились первые статьи о тех событиях, а до этого считалось правдивым только то, что писали на Западе. Да, в небе Кореи встретились вчерашние союзники, разгромившие Германию и Японию, но американцы вовсе не были дураками. Поэтому тайну "китайских или северокорейских летчиков" с фамилиями Ли Си Цин, Синь Инь Цин, Суть Янь Гин и другими, похожими, они раскрыли почти сразу. Может быть, не стоило так долго скрывать очевидное?

Любая война жестока по отношению к ее участникам. Многие мои боевые товарищи не вернулись из той давней "командировки" в Корею. Но суть не в этом — в конце концов, офицер сам выбирает себе профессию. Несправедливость я вижу в том, что из-за прихоти политиков большинству советских летчиков, воевавших в Корее, так и не довелось глотнуть бодрящего глотка славы. Нет, их не обошли с наградами и званиями, но почему надо было запечатывать их уста, как будто они занимались чем-то неправедным!
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Сергей Крамаренко, Игорь Сейдов. "Советские асы корейской войны"

В ходе войны было потеряно 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Но главное — немало авиаторов выполнили воинский долг ценой собственной жизни. По официальным данным, всего в Корее и в ходе корейской войны погибли в боях или катастрофах 123 советских летчика. Нескольких десятков человек лишились зенитные части 64-го иак.

Охота за "Сейбром"

На F-86 Sabre ("Сейбр") советские летчики вели настоящую охоту. Это был единственный самолет, способный противостоять советским МиГ-15. По максимальным скоростям истребители оказались примерно равны, но МиГ-15 имел несколько больший потолок и скороподъемность.

F-86 Sabre

Однако у "Сейбра" были свои преимущества — например, лучшая горизонтальная маневренность и радиолокационный дальномер, полезный в ходе воздушных дуэлей на больших скоростях.

"Сейбр" требовалось изучить хотя бы затем, чтобы найти наиболее эффективные способы борьбы с ним. Но надежда на получение самолета в качестве трофея была слишком призрачна. Если, получив повреждение в бою, F-86 продолжал держаться в воздухе, то его пилот уходил в Корейский залив, где мог покинуть машину. Если боевые повреждения оказывались слишком серьезными, то он — с летчиком или без — падал на территории Северной Кореи и разбивался
Юрий Тепсуркаев, Леонид Крылов, "Сталинские соколы" против "Летающих крепостей". Хроника воздушной войны в Корее 1950–1953"

И все же полковник Евгений Пепеляев 6 октября 1951 года смог решить эту задачу. Он поразил в бою F-86A №49-1319, который совершил вынужденную посадку на отливную полосу. Американского летчика вывез спасательный вертолет, а самолет вскоре скрылся под водой — начался прилив. Выбрав пасмурную погоду, к месту выдвинулась наша поисковая команда во главе с инженером Казанкиным. С помощью 500 китайцев покрытый тиной самолет вытащили на берег, погрузили на студебекеры, спилив предварительно консоли, и доставили на аэродром Аньдун. Некоторые наши летчики успели осмотреть "Сейбр" до того, как его отправили в НИИ ВВС.

Другой доставленный в Союз самолет принадлежал командиру 4-го авиационного крыла подполковнику Уокеру Махурину. Его "Сейбр" подбили 13 мая 1952 года, когда эти самолеты впервые применили как истребители-бомбардировщики. Махурин с 21 победой был одним из наиболее результативных асов ВВС США во время войны в Европе, а в Корее ему засчитали еще 3,5 победы. При налете на станцию результативного летчика захватили в плен китайцы.

Ни один из "Сейбров" восстановить до летного состояния не удалось. В результате изучения обломков сбитых самолетов было принято решение построить точную копию F-86 с отечественным двигателем. План не реализовали, хотя многие технические новинки применили на советских самолетах. В конференц-зале НИИ ВВС выставлялось трофейное оборудование: радиостанция, радиокомпас, радиовысотомер, прицел с радиодальномером и другое.

Корейская война стала первым вооруженным конфликтом времен холодной войны. Благодаря вмешательству СССР, мужеству и умению наших летчиков она завершилась вничью. Граница между КНДР и Южной Кореей осталась по 38-й параллели.

Член Ассоциации историков Второй мировой войны, кандидат технических наук Дмитрий Хазанов
​​