17 ноября 2016, 12:56

Сирийский дебют "Белого лебедя"

Ту-160. Год в Сирии.
Год назад состоялось боевое крещение самого крупного и мощного в мире военного самолета — российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160

Ровно год назад, 17 ноября 2015-го, стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М Воздушно-космических сил РФ (ВКС РФ) впервые участвовал в боевых действиях. Удары по террористам в Сирии нанесли самолеты самой совершенной версии, оснащенные новейшими стратегическими крылатыми ракетами Х-101.

Мощь "стратегов" поразила Запад, потому что долгое время считалось, что российская авиация не способна воевать вдали от своих границ.

Применяя сверхзвуковой "стратег" Ту-160 в войне с террористами, мы демонстрируем миру мощь и эффективность современного вооружения и военной техники, боевое мастерство летчиков. И это опровергает те западные СМИ, которые называют нашу армию колоссом на гнилых ногах
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС

Именно благодаря успехам ВКС РФ в военной операции в Сирии в 2015 году было принято решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

История "лебедя"

Ту-160 (Blackjack — по классификации НАТО) является самым большим в мире военным самолетом в своем классе — его вес около 300 тонн. За белоснежную окраску и грациозный полет "стратег" получил неофициальное название "Белый лебедь". Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 года, на вооружение поступила спустя шесть лет. Сейчас в составе дальней авиации ВКС России около 16 машин.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

Максимальная скорость — 2230 км/ч, практическая дальность — 14 600 км, практический потолок — 16 000 м. Экипаж — четыре человека. Вооружение — до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Ракетоносец оснащается четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой (ТРДДФ) НК-32. Машина имеет изменяемую геометрию крыла, построена по схеме "интегральный низкоплан". Продолжительность полета — до 15 ч (без дозаправки).

В 2014 году первый полет совершил модернизированный бомбардировщик, спустя год российская военная авиация получила первую такую машину. В отличие от своих предшественников Ту-160М могут применять не только ядерное, но и обычное высокоточное вооружение повышенной мощности. До 2020 года ожидается поступление десяти таких машин.

Серийный выпуск новых Ту-160М2, согласно заявлению Минобороны РФ, должен начаться в 2023 году. Первый полет модернизированного "стратега" может состояться уже в конце 2018 года.

По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, фюзеляж и летно-технические характеристики Ту-160 сохранятся, но начинка и система вооружения кардинально изменятся. Также будет увеличена дальность полета на 1000 км благодаря обновленной версии двигателя.

По составу бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения боевая эффективность самолета возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним.

Боевое крещение

Ту-160, которые изначально предназначались для нанесения ядерных ударов, сегодня стали универсальным оружием, способным применяться в различных локальных войнах. Для этого у них есть все необходимое.

Это различные свободнопадающие бомбы (он может брать их на борт до 40 тонн), кассетные боеприпасы, морские мины, а также крылатые ракеты нового поколения Х-555 и Х-101, способные поражать на больших дальностях (свыше 2000 км для Х-555 и 4500–5500 км для Х-101) как стратегические, так и тактические цели на земле и на море
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС

В ходе первого боевого вылета два стратегических бомбардировщика Ту-160 выпустили в сумме 16 новейших крылатых ракет Х-101. Все они успешно поразили указанные цели, а самолеты благополучно вернулись на авиабазу Энгельс.

Ракеты Х-101 класса "воздух—поверхность" обладают исключительными характеристиками, являясь самыми совершенными в линейке российских крылатых ракет. С помощью Х-101 бомбардировщики могут поражать ключевые объекты противника, не входя в его воздушное пространство.

Разработчикам ракет удалось совместить два важнейших технических параметра: точность и дальность поражения. Х-101 способна уничтожить цель с точностью до нескольких метров, а дальность ее полета составляет около 4500 км. Причем на такую дальность они могут доставить осколочно-фугасные, кассетные или объемно-детонирующие боевые части.

Ракета может летать на предельно малых высотах — от 30 м — с огибанием ландшафта местности, что делает ее незаметной для РЛС противника. Стартовая масса ракеты оценивается в 2400 кг. Крейсерская скорость — до 1000 км/ч.

Каждый из Ту-160 способен нести до 12 таких ракет.

После эффективного применения в Сирии Х-101 появится и на других самолетах. На военном параде 9 Мая в Москве впервые были продемонстрированы технически обновленные дальние бомбардировщики Ту-95МС (по кодификации НАТО — "Медведь"). Как писали "Известия", они прошли модернизацию и способны также нести крылатые ракеты большой дальности Х-101.