11 апреля в индийском городе Ченнаи открылась международная выставка вооружений Defexpo India 2018. Она проводится с 2000 года с периодичностью один раз в два года. РФ принимает участие в этом мероприятии на регулярной основе.
"Тематика выставки представляет для нас особый интерес с учетом того, что Россия занимает значительную долю на рынке Индии в сегментах вооружения и военной техники для военно-морского флота и сухопутных войск", — говорит заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Игорь Севастьянов.
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) между СССР и Индией начало активно развиваться в 1960-е годы. Первым крупным советско-индийским проектом в этой области стал контракт 1961 года на закупку истребителей МиГ-21 (позднее Индия приобрела лицензию на их производство). В советское время в Индию также поставлялись:
- истребители МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-29,
- противолодочный самолет Ил-38,
- военно-транспортный самолет Ил-76,
- самолет-заправщик Ил-78,
- танки Т-54/55 и Т-72,
- боевые машины пехоты БМП-2,
- реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град",
- дизель-электрические подводные лодки и пр.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), в 2000–2014 годах Индия являлась крупнейшим импортером вооружений в мире. Доля советского (российского) оружия составляла около 75% всех индийских вооружений. В 2015 году, по данным СМИ, Россия поставила в Индию оружия и военной техники на сумму не менее $4 млрд. В 2016-м страны подписали оборонные контракты на сумму около $2 млрд. Общий портфель индийских заказов "Рособоронэкспорта", по данным на 2017 год, превышает $4 млрд.
Наиболее крупной сделкой России и Индии в военно-технической сфере на данный момент является поставка в Индию в 2013 году авианосца Vikramaditya — бывшего тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 "Адмирал Горшков". Он состоял на вооружении ВМФ СССР с 1987 года, а с 1992-го находился в ремонте (фактически — в отстое). Контракт на его поставку и модернизацию стоимостью $974 млн был заключен в 2004 году. Сдать авианосец планировалось к 2008 году, однако этот срок неоднократно переносился, а сумма контракта возросла до $2,33 млрд.
В 2000 году Россия поставила Индии дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) S65 Sindhushastra, построенную санкт-петербургскими "Адмиралтейскими верфями". Кроме того, "Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) по заказу ВМС Индии модернизировал шесть индийских субмарин советского и российского производства, проданных еще в 1980–1990-х годах.
В 2004 году был выполнен контракт на строительство для Индии трех фрегатов проекта 11356 на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград), стоимость составила около $1 млрд. В 2013-м была завершена поставка еще трех фрегатов этого проекта по контракту стоимостью $1,6 млрд. В октябре 2016 года стороны подписали межправительственное соглашение, по которому Россия взяла на себя обязательства оказывать Индии техническое содействие в налаживании производства фрегатов проекта 11356. Как сообщил глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов, два фрегата будут построены в России, остальные будут строиться на одной из индийских верфей при российском участии.
К 2010 году пять противолодочных самолетов Ил-38 авиации ВМС Индии прошли модернизацию в России до уровня Ил-38SD по контракту 2001 года стоимостью $205 млн. На них была установлена прицельно-поисковая система "Морской змей". Все пять модернизированных самолетов подлежат плановому капитальному ремонту в России по соглашению, достигнутому в 2012 году.
В 2011-м был завершен первый контракт на поставку ВМС Индии 16 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ (подписан в январе 2004 года). В 2013 году началось исполнение второго контракта на поставку еще 29 самолетов данного типа (подписан в марте 2010 года).
С 2012 года на вооружении индийских ВМС находится атомная подводная лодка Chakra (бывшая К-152 "Нерпа" проекта 971 "Щука-Б", в составе ВМФ РФ — с 2009 по 2011 год), которую Индия получила на десять лет по лизинговому контракту от 2004 года стоимостью $900 млн.
В конце июля 2016 года стороны подписали контракт на модернизацию десяти противолодочных вертолетов Ка-28 авиации ВМС Индии. Его стоимость составляет около $299 млн, работы должны быть произведены в течение трех с половиной лет.
Индия является крупнейшим зарубежным покупателем российских танков. В 2001 году был подписан контракт о поставке индийской армии 124 танков Т-90С и 186 машинокомплектов для их сборки на заводе в городе Авади (шт. Тамилнад), его стоимость превысила $800 млн.
В 2004-м была достигнута договоренность о лицензионном производстве 1 тыс. единиц Т-90С в Индии (началось в середине 2009 года). В ноябре 2007 года стороны заключили новый контракт на поставку 124 готовых Т-90С и 223 машинокомплектов стоимостью $1,24 млрд. Собирающиеся и производящиеся в Индии танки получили название Т-90С "Бхишма" (Bhishma, в честь героя индийского поэтического эпоса "Махабхарата").
В 2014-м стороны подписали контракт на поставку готовых изделий 3ВБМ17 (125-мм танковых выстрелов "Манго") для танков Т-90С. Необходимость закупки министерство обороны объяснило острой нехваткой танковых боеприпасов у индийских вооруженных сил. Первая партия снарядов была направлена в Индию в 2016 году, вторая — в 2017-м.
В настоящее время индийский производитель уже испытывает и поставляет в армию выстрелы "Манго" под своей маркой
В 2005 году был заключен контракт на поставку Индии 38 дальнобойных реактивных систем залпового огня (РСЗО) 9А52-2 "Смерч" стоимостью $450 млн (выполнен в 2009 году). Спустя два года было достигнуто дополнительное соглашение о поставке еще 18 РСЗО, оценивается в $200 млн. В 2015 году на международном форуме "Армия" стало известно, что Индия заинтересована в закупке облегченной версии системы "Смерч" под обозначением 9А52-4.
Осенью 2012-го подписан контракт на поставку 10 тыс. танковых управляемых ракет "Инвар" для Т-90С, а также соглашение о закупке 10 тыс. российских противотанковых управляемых ракет "Конкурс-М", предназначенных для мотострелковых войск.
15 октября 2016 года РФ и Индия подписали межправительственное соглашение о поставках российских зенитных ракетных систем большой дальности С-400 "Триумф". В январе этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил, что переговоры между двумя странами о поставке С-400 находятся "на продвинутой стадии". "В настоящее время обсуждаются технические детали контракта. Важно не торопить события и дать обеим сторонам больше времени для переговоров", — сказал он.
В ноябре 1996 года был подписан контракт на поставку Индии 32 самолетов Су-30МКИ и восьми Су-30К. В 1998-м было закуплено еще десять Су-30К, позднее эта модель была заменена на модифицированный и адаптированный для Индии вариант Су-30МКИ.
В 2000 году РФ и Индия заключили контракт о продаже лицензии на производство 140 Су-30МКИ на индийском предприятии HAL (Hindustan Aeronautics Limited) стоимостью $3,5 млрд. Впоследствии стороны подписали несколько сделок на поставку комплектующих для сборки истребителей в Индии (в общей сложности — 222 комплекта). К началу 2017 года HAL произвело 183 истребителя, затем в марте того же года стороны подписали договор о сервисной поддержке самолетов Су-30МКИ ВВС Индии сроком на пять лет с правом пролонгации.
Право на осуществление сервиса за рубежом — важный шаг на этом направлении. Мы считаем, что это позволит ОАК значительно повысить эффективность послепродажного обслуживания нашей продукции за рубежом. Мы также рассчитываем на рост выручки от этого направления
В настоящее время российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" поставляет технологические комплекты для модернизации 62 индийских МиГ-29, закупленных у СССР, в варианте МиГ-29UPG. Контракт был подписан в марте 2008 года, его стоимость, по неофициальным данным, составляет около $1 млрд.
В феврале 2016-го холдинг "Вертолеты России" объявил о выполнении контрактов на поставку Индии 151 вертолета Ми-17В-5 в соответствии с контрактами 2008 года (на поставку 80 единиц общей стоимостью $1,34 млрд) и 2012-го (на поставку 71 вертолета стоимостью $1,3 млрд).
В 2011 году были завершены поставки трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50ЭИ, оборудованных РЛС израильской компании "Эльта" (Elta). В феврале 2017 года на аэрокосмической выставке Aero India 2017 стало известно, что Индия заказала еще два самолета.
13 мая 2015 года Совет по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council — DAC) кабинета министров Индии одобрил покупку для армейской авиации и ВМС Индии 200 российских легких вертолетов Ка-226Т. Первые 40 вертолетов будут поставлены непосредственно из России, остальные 160 — собраны в Индии. В 2016-м страны объявили о начале реализации проекта, 2 мая 2017 года в Индии было учреждено совместное акционерное общество по производству вертолетов. Стоимость контракта превышает $1 млрд.
В ходе выставки Defexpo India 2018 стало известно, что первая партия вертолетов Ка-226Т может быть поставлена в Индию к 2020 году. Также индийская сторона утвердила облик легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т, который планируется собирать на совместном предприятии Indo-Russian Helicopters Limited.
Индийская сторона заявила о готовности выдать RFP (запрос предложения, Request for Proposal — прим. ТАСС) на поставку 200 машин до конца апреля, после чего мы сможем приступить к подготовке контрактных документов
В апреле 2016-го стало известно, что Россия подписала с Индией контракт на поставку пяти бортовых комплексов защиты авиации "Президент-С", рассчитанный на три года.
В ноябре 2017 года холдинг "Вертолеты России" заключил с индийской компанией Vectra Group первый экспортный контракт на поставку среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2. В соответствии с условиями соглашения он будет передан заказчику в этом году. Кроме того, контрактом предусмотрен опцион на закупку еще одной машины.
Россия и Индия успешно осуществляют совместные разработки вооружений и военной техники. В 1998 году было подписано межправительственное соглашение о производстве крылатых сверхзвуковых ракет "БраМос" (BrahMos) совместным российско-индийским предприятием "БраМос аэроспэйс". Эти ракеты были сделаны на базе российской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты "Оникс". Название "БраМос" было образовано путем соединения имен двух рек — Брахмапутры и Москвы.
Первые испытания ракет с береговой пусковой установки были проведены в 2001 году. В 2013-м была испытана версия для подводного базирования. 1 ноября 2015 года был осуществлен первый запуск ракеты с борта эсминца Kochi. Первый полет истребителя Су-30МКИ с ракетой воздушного базирования был проведен успешно в 2016 году. В марте 2017-го была испытана ракета "БраМос" с радиусом действия свыше 400 км (ранее максимальная дальность полета этого типа ракет составляла 290 км). 22 ноября того же года было проведено успешное испытание крылатой ракеты воздушного базирования с борта истребителя Су-30МКИ.
На авиасалоне Dubai Airshow 2017 российско-индийское предприятие BrahMos заключило первый контракт с Минобороны Индии на поставку ракет для 50 истребителей Су-30МКИ, доработанных для их применения.
В декабре 2010 года между "Рособоронэкспортом" и корпорацией HAL был подписан контракт на совместную разработку предварительного технического проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
В феврале 2017-го Россия и Индия парафировали проект контракта на проведение опытно-конструкторских работ по FGFA. Тогда же в Индии была создана экспертная комиссия для изучения различных аспектов проекта. В августе того же года она одобрила разработку истребителя. Как сообщают СМИ со ссылкой на оборонное ведомство Индии, в течение шести лет стороны вложат в проект по $4 млрд; общая стоимость изготовления 127 одноместных истребителей составит около $25 млрд.
Подготовил Роман Азанов по данным "ТАСС-Досье"