Генерал армии Василий Филиппович Маргелов еще при жизни стал легендой. Неслучайно он был десантником №1, а аббревиатуру Воздушно-десантных войск (ВДВ) в шутку расшифровывают как "войска дяди Васи". Десантники всех поколений до сих пор называют его Батей.
Именно этому удивительному человеку, талантливому военачальнику и любящему деду, каким его запомнил внук Михаил Витальевич Маргелов, принадлежат честь и слава создания ВДВ. Он сделал из этого рода войск элиту Вооруженных сил, оснастив ее самым современным вооружением и техникой, создав непобедимый образ десантника на долгие годы.
"Больше, чем я в армии, ты не сделаешь, а меньше — стыдно"
Михаил Маргелов в детстве видел своего дедушку достаточно редко. Его отец — советский разведчик Виталий Васильевич — часто находился в служебных командировках, и семья долгое время жила за рубежом. Поэтому деда видели, когда только приезжали в отпуск на родину. Но даже эти редкие встречи внук запомнил на всю жизнь.
"Когда я был ребенком, он мне казался суровым, громоподобным, с рычащим командирским голосом. А с другой стороны — он был абсолютно мягким по отношению к детям", — рассказал в интервью ТАСС Михаил Витальевич. Как-то вся его семья приехала из Туниса в Москву и пришла в квартиру на Смоленской набережной, где жил Василий Маргелов. В прихожей лежала аккуратно сложенная стопка журналов "Веселые картинки" (был популярным детским юмористическим изданием в СССР в 1960–1980 годы — прим. ТАСС). "Я был мальчиком стеснительным и через некоторое время спрашиваю его, можно ли мне посмотреть журнал, а он мне: это ж тебе выписано, ты же у меня внук, — вспоминает Маргелов. — К нему регулярно, несмотря на то, что нас не было, приходил этот журнал. Он его складывал и ждал меня".
По окончании школы внук получил от Василия Маргелова хороший импульс для профессиональной ориентации. Михаил со своим другом-одноклассником Николаем Каманиным (внук Героя Советского Союза Николая Каманина — прим. ТАСС) собирался поступать в институт военных переводчиков.
Но поскольку все детство Михаила прошло в арабском мире, то выбор оказался невелик. Он окончил Институт стран Азии и Африки, затем работал в международном отделе ЦК КПСС, потом в КГБ, а в начале 1990-х — в арабской редакции ТАСС. В настоящее время Михаил Маргелов — вице-президент компании "Транснефть".
Он вспоминает, что дедушка часто рассказывал про войну, обязательно приходили его фронтовые друзья. Было, конечно, и много разговоров о современном на то время состоянии ВДВ, о которых командующий думал постоянно.
А вот период каких-то таких воспоминаний более откровенных — это уже после того, как он ушел с поста командующего. У нас было несколько встреч таких в очень узком формате: он, мой отец Виталий Васильевич, мой брат Владимир и я. За рюмкой чая, как говорится, он рассказывал, конечно, и про 1956 год — Венгрию, и про 1968 год — Югославию, и про время ближневосточных кризисов. Но озвучивать эти рассказы, я думаю, можно будет лет через 100
По итогам этих разговоров все давали себе слово: "Мы помним, что мы ничего не помним".
"К солдату всегда относился как отец"
"Мой дед Воздушно-десантные войска сделал современными", — называет главную заслугу своего деда внук, отмечая, что то состояние, в котором они находились по итогам Великой Отечественной войны, хорошо известно.
"Десантов парашютных было немного, и они заканчивались, как правило, трагически. Это были массовые десанты на начальном этапе войны. Были посадочные десанты, которые были успешными, особенно когда шла война с Японией", — говорит Михаил Витальевич. По сути, войска нужно было создавать заново.
Когда в конце 1940-х годов будущий командующий принял Псковскую дивизию (76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия ВДВ), то, "как комдив, он прекрасно понимал, что войска нужно развивать и делать их современными". Именно при нем в ВДВ стала поступать современная техника, менялись средства десантирования, появились вертолеты и десантно-транспортная авиация. "И появилась возможность высадки десантников внутри бронетехники, его сын Александр был одним из испытателей, — добавляет Маргелов. — По сути, при нем ВДВ приняли современный облик".
Был такой лозунг в холодную войну у десантников: "Мы идем вслед за ракетами!" Пошли ракеты в сторону предполагаемого противника — и уже вот в воздухе десантники, которые готовы тут же в пекло высадиться
ВДВ были востребованы всегда — и в Советском Союзе, и в Российской Федерации. "Я не могу вспомнить ни одной из последних операций по принуждению кого-то бы то ни было к миру, где десантники не участвовали, — говорит Маргелов. — И даже я, как спецпредставитель президента РФ по Африке, в свое время ездил инспектировал наших вертолетчиков в Чаде или в Южном Судане, все равно из них был кто-то из ВДВ, обеспечивал связь или что-то еще".
Десантники — это универсальные солдаты. И они стали таковыми еще до того, как появилось понятие "киборги" или вышли фильмы про сверхчеловека
Маргелов отмечает, что подготовка десантников была не хуже, чем у космонавтов, и кормили не хуже, чем подводников или летчиков стратегической авиации. Они получали лучшую технику и обмундирование. Десантник, по его словам, "всегда был и остается самодостаточной боевой единицей, которая знает как и умеет действовать в любых условиях и в любое время дня и ночи".
На вопрос, почему Василия Маргелова помнят и любят десантники, внук отвечает просто: "Потому что он был всю свою жизнь, если цитировать классику, "слуга царю, отец солдатам". Только не царю, а государству. И к солдату он всегда относился как отец. Он сделал "крылатую пехоту" (так иногда называют военнослужащих ВДВ — прим. ТАСС) элитой Советской армии, а такие вещи не забываются. Десантники — это каста, и, как и чекисты, не бывают бывшими".
Я считаю, что сегодняшнее командование ВДВ и лично Андрей Николаевич Сердюков, который прошел путь от курсанта Рязанского училища до командующего, не просто сохранили, но и приумножили все то, что делал дед
Михаил Витальевич признается: когда они недавно были в Рязанском училище ВДВ, его распирала гордость за тех ребят, которые там учатся. "Гордость и за тех, кто не дал в самое тяжелое время войскам умереть, расформировать ВДВ. И сейчас действительно стопроцентная востребованность. И здесь я безумно рад тому, что Сергей Кужугетович Шойгу, как министр, у которого в свое время в МЧС было очень много десантников, прекрасно знает, что это за войска. И этот тот министр, которому не нужно объяснять, зачем нужны ВДВ", — говорит внук легендарного командующего.
"Груз ответственности колоссальный"
Михаил Маргелов очень благодарен деду за то, что в свое время он подсказал ему, каким идти путем. "И я ни секунды об этом не пожалел. Я считаю себя в 54 года состоявшимся человеком, но также прекрасно понимаю, что я не стал бы тем, кем стал, если б не моя семья и не оба моих деда", — говорит Михаил Витальевич. Второй его дед — Евгений Александрович Дмитриев — в 1940-м году стал почетным чекистом, и о его биографии еще не пришло время рассказывать. "Я считаю, что у любого мальчика, мужчины основы закладываются его родителями и дедами. И такие основы были заложены", — благодарит своих предков внук генерала.
Груз ответственности колоссальный, планка высочайшая. Те люди, которые деда любили, не могу сказать, что сильно помогали мне в жизни. Но всегда было приятно, когда они его помнили. Но были и те, кому он так подпортил карьеру, вот эти люди мне за деда мстили по полной программе. Это было и в институтские годы, и потом
"Вообще, тяжело жить с громкой фамилией, — признается он. — Надо все время доказывать, что ты сам чего-то стоишь. Я свою должность, свой последующий шаг в карьере был вынужден доказывать — что я этого стою — наверное, в два раза больше, чем другие. Потому что червячок подозрения, что родился с золотой ложкой во рту и все в этой жизни получил благодаря золотым погонам деда, наверняка у кого-то есть. Но могу сказать, что это неправда".
В ноябре этого года праздновалось 100-летие Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища ВДВ им. В.Ф. Маргелова. Михаил Витальевич побывал там, обойдя вместе с командующим учебные центры, музей, и везде видел портреты и цитаты своего легендарного деда. Василий Филиппович был мастер на крылатые выражения. Известный лозунг ВДВ "Никто кроме нас!" был придуман именно им. Но у внука любимый другой, который висит в зале, где будущие десантники проходят обучение по рукопашному бою: "Сбит с ног — сражайся на коленях, идти не можешь — лежа наступай".
Я считаю, что для меня это всегда было таким главным лозунгом в жизни. Нет безвыходных ситуаций, говоря простым языком. И никогда нельзя сдаваться
К 110-летию Василия Маргелова издательство "Молодая гвардия" выпустило его биографию в книжной серии "Жизнь замечательных людей". В ее создании принял участие Совет ветеранов ВДВ и все родственники. "Это был такой коллективный труд. Если что мы и можем подарить деду, то, как его семья и родные, — книгу о нем, которую будут читать все те, кто его помнит", — сказал Михаил Маргелов.