"Женщины-разведчики являются самым опасным противником, причем их труднее всего изобличить", — говорил в 1920-х годах американский контрразведчик Чарльз Расселл. Многие до сих пор считают, что разведка — не женское дело, а абсолютно мужская профессия, требующая настоящего самообладания, мужества и огромного риска ради достижения цели. А женщин чаще используют для "наживки" и соблазнения мужчин, обладающих важными секретами. Но это было не всегда так…
Ей не раз приходилось менять имена, а свои донесения в Центр она подписывала оперативным псевдонимом "Патрия" (в переводе с испанского — "Родина"). И это было не случайно: для Африки де Лас Эрас Гавилан, испанки по происхождению, именно Советский Союз стал второй родиной. Более 45 лет отдала она работе в советских органах госбезопасности, но большую часть находилась в нелегальных условиях. Ее имя было рассекречено лишь в конце 1990-х годов, но не операции, в которых она участвовала, и не страны, в которых работала. До сих пор вся эта информация — тайна, и еще не скоро гриф секретности с нее будет снят.
В различных справочниках по разведке анкетные данные Африки существенно разнятся. Поговаривали даже о том, что еще до приезда в СССР в связи с оперативной необходимостью она изменила год и дату своего рождения. Но благодаря расследованию испанского журналиста Хермана Санчеса одна из ее многочисленных тайн стала известна.
Лучшая радистка "Патрия"
Она родилась 26 апреля 1909 года в городе Сеуте (испанское Марокко). Необычное имя дочери дал отец в благодарность к Африканскому континенту, при этом в Сеуте, где он служил военным архивариусом, находился католический собор Святой Африки. Семья, в которой была еще старшая дочь Виртудес, жила в достатке. Мать была домохозяйкой.
Африка получила среднее образование: до 1923 года училась в мадридском колледже, затем — в монастырской школе в городе Мелилья. Но самостоятельная жизнь началась достаточно рано, потому что умер отец. В 1933-м она переехала в Испанию, работала в Мадриде на текстильной фабрике, вступила в ряды Коммунистической партии и вскоре приняла участие в подготовке восстания горняков в провинции Астурия. В то время выполняла самые опасные поручения: распределяла оружие и осуществляла связь между различными отрядами восставших. После подавления восстания более года находилась на нелегальном положении, в глубоком подполье.
С началом испанской гражданской войны в 1936 году Африка ушла на фронт и сражалась на стороне республиканцев. В 1937-м начала сотрудничать с советской внешней разведкой, мадридским резидентом которой был Александр Орлов. Именно тогда в оперативной переписке ее стали называть "Патрия". Однако до сих пор операции, в которых она принимала участие, носят гриф секретности.
В конце 1938-го Орлов из-за боязни быть ликвидированным в ходе обрушившихся на органы внешней разведки репрессий стал невозвращенцем. Опасаясь разоблачения, Африку нелегально отправили в Москву. Она получила советское гражданство и стала работать в текстильной промышленности.
С первых дней Великой Отечественной войны просилась на фронт, попала в специальное медицинское подразделение отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Весной 1942 года с отличием окончила курсы радистов и была направлена в формировавшийся разведывательно-диверсионный отряд "Победители" под командованием Дмитрия Медведева, который действовал под Ровно с сентября 1942-го по апрель 1944 года. Кстати, помимо родного испанского она в совершенстве владела французским и русским языками. Из воспоминаний Африки де Лас Эрас, которые находятся в зале истории внешней разведки:
"Меня спросили:
– Умеешь стрелять?
– Да, у меня есть значок "Ворошиловский стрелок".
– Умеешь плавать?
– Да, я плавала лучше всех в своей деревне.
– Прыгала с парашютом?
– Нет, но я готова сделать это в любое время.
– Хорошо. Завтра тебя представят комиссару отряда, и ты перейдешь к нам.
С большим трудом я смогла сдержать желание прыгать от радости и кричать во весь голос: "Ура! Я еду на фронт! Я самый счастливый человек в мире!"
Началась тяжелая подготовка: многокилометровые марш-броски с полной выкладкой, стрельба и спецподготовка. Через некоторое время она дала клятву радиста. "Я торжественно поклялась, что живой врагу не сдамся и, прежде чем погибну, подорву гранатами передатчик, кварцы, шифры… Мне вручили две гранаты, пистолет, финский нож. С этого момента все это снаряжение я постоянно носила с собой", — вспоминала впоследствии она.
На связь с Москвой выходили сразу три радиста, которые шли в разных направлениях в сопровождении бойцов. Работу все начинали одновременно на разных волнах. "Одна из нас вела настоящую передачу, а две другие — для дезориентирования противника, так как нас постоянно преследовали немецкие пеленгаторы, — вспоминала Африка. — Затем мы возвращались в лагерь и, если не было переходов, снова принимались за работу. Рация была нашим основным оружием". В течение полутора месяцев они также поддерживали связь с отрядом Сидора Ковпака (партизанский генерал, дважды Герой Советского Союза) во время его перехода в Карпаты. Именно тогда за ней прочно закрепилась репутация одной из лучших радисток отряда.
Кстати, известно, что в этом отряде был будущий Герой Советского Союза известный разведчик-нелегал Николай Кузнецов (именно он был прототипом главного героя кинофильма "Подвиг разведчика"). Африка была хорошо с ним знакома и иногда передавала в Центр его исключительно важную информацию.
За выполнение боевых задач (а ей не раз приходилось участвовать и в реальных боевых операциях отряда) и активное участие в партизанском движении в годы войны Африка была награждена орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, а также медалями "За отвагу" и "Партизану Отечественной войны" I степени.
Летом 1944 года по возвращении в Москву ей было сделано предложение о переходе на работу в нелегальное подразделение внешней разведки. Но правила этой новой жизни были жестокими: она оборвала все прежние связи с испанскими товарищами, и о ее судьбе больше ничего не знали ни родственники, ни знакомые.
"Семья по разнарядке"
Новая спецкомандировка "Патрии" продолжалась 22 года. В январе 1946 года Африка была переброшена из Берлина в Париж. В 1947-м Центр принял решение направить ее на разведывательную работу в одну из стран Латинской Америки. А уже в декабре 1948 года она выехала в страну, в которой ей было суждено задержаться на долгие 20 лет. Все это время она успешно выполняла ответственные задания по сбору и передаче в Центр ценной разведывательной информации. За достигнутые результаты в работе она была награждена вторым орденом Красной Звезды и второй медалью "За отвагу".
В мае 1956 года Африка получила из Москвы радиограмму: к ней в качестве резидента направляют "итальянского товарища". Им оказался опытный разведчик Джованни Антонио Бертони (оперативный псевдоним — "Марко"), который в начале Великой Отечественной войны выполнял задания в тылу у немцев. Затем находился на нелегальной работе в Италии и Мексике.
В Центре точно дали понять, что их рабочие отношения могут дополниться личными. Сближение она не отвергла. Вскоре, согласно выработанной в Москве оперативной легенде-биографии, они стали мужем и женой, обвенчавшись в кафедральном соборе Монтевидео.
Примечательно, как именно проходила их первая встреча. После получения радиограммы Африка выехала в столицу соседнего государства и в течение нескольких дней прогуливалась по центральному проспекту города, разглядывая витрины магазинов и держа в левой руке книгу в желтой обложке. По словам ветерана Службы внешней разведки (СВР) Владимира Антонова, автора множества книг по истории внешней разведки России, на правом плече у нее висела маленькая белая сумочка, из которой выглядывал платок, — это были признаки, по которым ее должен был узнать Бертони. В начале июня 1956-го их встреча произошла.
В своей книге "100 великих разведчиков России" Антонов пишет, что сама Африка ничего из ряда вон выходящего в этом решении Центра не видела, "поскольку интересы дела всегда стояли у нее на первом месте".
Впоследствии деятельность этого тандема была оценена Москвой: за годы их совместной работы результативность разведдеятельности резидентуры существенно повысилась. В 1958 году Центр писал: "Мы считаем, что вы с "Патрией" за эти два года проделали серьезную работу: осели и закрепились в стране; наладили двустороннюю радиосвязь; организовали надежное прикрытие; выполнили ряд важных заданий Центра (поездки в другие страны, получение информации по конкретным вопросам); приобрели полезные для нашей работы связи".
Тогда прикрытием для супругов стала торговля антиквариатом: благодаря скупке и продаже старинных вещей они обзавелись полезными связями среди власти и элиты. Кстати, "Марко" и "Патрия" стали первыми из советских нелегалов, работавших в Западном полушарии, кто наладил двустороннюю бесперебойную радиосвязь с Москвой.
Они прожили дружной семьей восемь лет. 1 сентября 1964 года Бертони скоропостижно скончался при исполнении служебных обязанностей.
Однако это не сломило опытную разведчицу. "В стране сейчас крайне напряженное положение и неизбежен военный переворот. У меня имеются возможности развивать прежние интересные связи. Считаю, что могу и далее продолжать разведывательную работу. Настроение у меня боевое", — сообщала она в Центр. Южную Америку Африка покинула спустя три года после смерти мужа — осенью 1967 года.
При этом работа в нелегальной разведке с возвращением в Москву для нее не закончилась. Еще трижды Африка выезжала в командировки за границу. А с 1971 года активно участвовала в воспитании молодого поколения разведчиков, передавая им бесценный опыт. На заслуженный отдых ушла лишь в 1985 году в возрасте 76 лет.
За особые заслуги перед Родиной полковник Африка была награждена орденом Ленина, а в мае 1985-го — орденом Отечественной войны I степени. Незадолго до смерти она писала: "Моя Родина — Советский Союз. Это укоренилось в моем сознании, в моем сердце. Вся моя жизнь связана с Советским Союзом… Ни годы, ни трудности борьбы не поколебали моей веры. Напротив, трудности всегда были стимулом, источником энергии в дальнейшей борьбе. Они дают мне право жить с высоко поднятой головой и спокойной душой, и никто и ничто не сможет отнять у меня этой веры, даже смерть".
Африка де Лас Эрас скончалась 8 марта 1988 года, когда ей должны были вручить нагрудный знак "Почетный сотрудник госбезопасности".
В марте 2019 года в почтовое обращение вышли две марки, посвященные советским разведчицам Зое Воскресенской-Рыбкиной и Африке де Лас Эрас. Эти марки открывают серию портретов выдающихся разведчиков, которая будет завершена к 100-летнему юбилею СВР в 2020 году.
В материале использованы фрагменты из книги Владимира Антонова "100 великих разведчиков России" (издательство "Вече", 2017 год)