20 ноября 2020, 10:30
Статья
Пандемия COVID-19

Азиатское партнерство. Почему регион может стать лидером постковидного мира

Самый крупный торговый альянс дает новые преимущества Китаю
AP Photo/ Wally Santana

Азиатско-Тихоокеанский регион в значительной степени смог удержать пандемию под контролем и теперь стремится поскорее восстановить экономику. Важным шагом для этого стало создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), в которое вошли 15 государств. По разным оценкам, этот договор станет крупнейшем в мире блоком свободной торговли и определит экономическое развитие постковидного мира.

Создание ВРЭП

Китай и 14 других стран окончательно договорились о создании ВРЭП на полях ежегодного саммита АСЕАН 15 ноября. Из-за коронавирусных ограничений церемония проходила онлайн. На кадрах с мероприятия видно, как главы государств ВРЭП стояли за своими министрами торговли, а те, в свою очередь, подписывали копии соглашения и демонстрировали их на камеры.

"Вскоре подписавшие стороны ратифицируют ВРЭП, и соглашение вступит в силу, что поможет восстановлению экономики после пандемии COVID", — заявил Нгуен Суан Фук, премьер-министр Вьетнама, проводивший церемонию в качестве председателя АСЕАН.

Пакт начнет действовать по мере его ратификации странами-участницами, что может занять примерно два года.

Перспективы сотрудничества

Экспертные оценки ВРЭП сильно разнятся. Некоторые считают соглашение, скорее, символическим, другие рассматривают его как фундамент для нового мирового порядка, в котором ключевая роль достанется Китаю. 

Согласно данным, которые приводит телеканал Al Jazeera, партнерство охватит 30% всей мировой экономики, 30% населения мира и затронет порядка 2,2 млрд потребителей. Зона свободной торговли ВРЭП станет больше, чем территория NAFTA (США, Канада и Мексика) и Европейского союза.

Предполагается, что в течение 20 лет ВРЭП будет постепенно снижать или отменять и без того низкие торговые тарифы между участниками. У некоторых стран партнерства уже есть собственные соглашения о свободной торговле, но они работают с определенными оговорками. 

Например, продукт, произведенный в Индонезии, но содержащий австралийские компоненты, может подпасть под тарифы в странах зоны свободной торговли АСЕАН (куда не входит Австралия). Создание ВРЭП решает эту проблему, так как ко всем участникам будет применяться одинаковый режим. Это также даст стимул компаниям из стран ВРЭП искать поставщиков в своем торговом регионе.

ВРЭП "поможет снизить или отменить тарифы на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и установит четкие правила для обмена данными", — говорит Луонг Хоанг Тай, глава Департамента многосторонней торговой политики Министерства промышленности и торговли Вьетнама. Партнерство также включает положения об интеллектуальной собственности, телекоммуникациях, финансовых услугах и электронной коммерции.

В отличие от ЕС, участники ВРЭП не устанавливают единых стандартов в отношении труда и окружающей среды, а также не обязывают страны-участницы открывать уязвимые области своих экономик. Благодаря этим гибким правилам соглашение одновременно отвечает интересам самых разных стран региона — от Мьянмы и Вьетнама до Сингапура и Австралии. 

Как подчеркивает директор по исследованиям Пертского американо-австралийского центра (Perth USAsia Centre) Джеффри Уилсон, ВРЭП устанавливает правила для торговли, которые будут способствовать инвестициям и другим видам бизнеса в регионе, что, по его мнению, делает соглашение "важной платформой для восстановления Индо-Тихоокеанского региона после пандемии COVID-19".

Без Индии и США

Помимо Китая и десяти стран АСЕАН, к соглашению также присоединились Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. При этом Индия и США — два других крупных региональных игрока — оказались за рамками партнерства. 

В Нью-Дели не стали подписывать соглашение, опасаясь, что китайские товары могут навредить индийскому внутреннему рынку. К тому же за последний год индо-китайские отношения сильно испортились из-за пограничных споров. Среди прочего индийские фермеры обеспокоены конкуренцией с производителями молока и сыра из Новой Зеландии и Австралии. При этом этом Нью-Дели принимал активное участие в разработке ВРЭП, поэтому двери партнерства остаются для него открытыми.

В новом блоке не оказалось и США, которые не проявили интереса к ВРЭП даже на стадии обсуждения. Для Вашингтона это партнерство показалось слишком старомодным, так как оно сосредоточилось лишь на тарифах и элементарных мерах по упрощению торговых процедур. Раньше США состояли в более обширной сделке между 11 государствами Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). Помимо торговли, этот договор затрагивал вопросы экологии, трудовые нормы и регулировал правила для государственных предприятий.

После победы на выборах Дональда Трампа США покинули ТТП. Таким образом, крупнейшая экономика мира больше не состоит ни в одном из двух главных торговых союзов Азии — самого динамично развивающегося региона Земли.

Все может измениться после прихода в Белый дом демократа Джо Байдена. Вполне может быть, что он решит полностью пересмотреть нынешнюю американскую торговую политику. США необходимо расширять свое присутствие в этой части света. В этом заинтересованы и некоторые союзники Вашингтона в Азии, которые опасаются китайского доминирования. 

Пока что экспертам остается лишь гадать, продолжит ли новый президент США антикитайский курс своего предшественника или пойдет на сближение с Пекином. При этом многие сомневаются, что Байден просто так станет сворачивать уже действующие в отношении КНР американские санкции.

Укрепление роли Китая

Для Китая ВРЭП — это первая многосторонняя торговая сделка. Она определенно приходится на руку стране, которая на сегодняшний день является крупнейшим региональным рынком с населением более 1,3 млрд человек.

"Это позволяет Пекину заявить о себе как о лидере в вопросах глобализации и многостороннего сотрудничества, что дает ему большее влияние на правила региональной торговли", — считает Гарет Кожа, старший экономист лондонского консалтинга Capital Economics.

Премьер-министр Китая Ли Кэцян назвал ВРЭП "победой многосторонности и свободной торговли" и, говоря более лирически, "лучом света и надежды среди облаков".

Партнерство даст Пекину возможность укрепить отношения со многими своими соседями и начать работу над устранением существующих противоречий.

Согласно исследованию Института международной экономики Петерсона, к 2030 году ВРЭП увеличит мировой ВВП на $186 млрд в год (по сравнению с прибылью $147 млрд от ТТП). В нем говорится, что новое соглашение окажется наиболее выгодным для Китая, Японии и Южной Кореи. Для этих стран это также превое трехстороннее соглашение о свободной торговле. Ранее стороны вели переговоры о такой возможности, но каждый раз заходили в тупик из-за политических разногласий. 

Дмитрий Беляев