Все новости
Обновлено 

В Минвостокразвития оценили прямой ущерб от глобального потепления в Арктике

Ущерб от глобального потепления в Арктической зоне может составить от 2 до 9 трлн рублей до 2050 года

МОСКВА, 24 ноября. /ТАСС/. Прямой ущерб от глобального потепления в Арктической зоне может составить от 2 до 9 трлн рублей до 2050 года. Об этом во вторник сообщил первый замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков.

"При самом оптимистичном прогнозе, то есть когда у нас минимальные темпы потепления, - 2 трлн рублей до 2050 года, и максимальные потери, если интенсивность потепления будет нарастать, - 9 трлн рублей к 2050 году", - сказал он на заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.

Первый замминистра уточнил, что речь идет о прямом ущербе, который выражается в потере строений, то есть основных фондов, которые находятся в Арктике. "Это та оценка, которая уже имеет под собой научное обоснование, расчеты", - подчеркнул представитель Минвостокразвития.

Крутиков напомнил, что в соответствии с распоряжением кабмина Минвостокразвития определено ведомством, которое отвечает за подготовку плана адаптации Арктики к климатическим изменениям. По словам первого замминистра, для подготовки плана министерство сформировало группу из 36 ведущих российских ученых, которые занимаются разными аспектами климатических изменений.

Система мониторинга

Утвержденная президентом России Владимиром Путиным Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предполагает развитие единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с применением современных информационно-коммуникационных технологий и систем связи.

По словам Крутикова, проект системы мониторинга будет готов в течение месяца. "Конечно, для того, чтобы минимизировать эти потери, предупредить, особенно, опасности для жизни и здоровья граждан, нужно создавать полноценную систему мониторинга и последствий деградации многолетней мерзлоты. Проект такой системы будет готов уже в течение ближайшего месяца, и мы его будем готовы вам представить. Речь идет о создании системы, которая будет включать в себя геокриологические полигоны по всей территории Арктической зоны, сеть мерзлотных станций и мерзлотных комиссий, та практика, которая еще существовала в советское время, и региональные центры проектирования и защиты реконструкций, зданий, сооружений", - заявил он.

Он также отметил, что реализация указанной системы потребует принятия дополнительного федерального законодательства. "И мы будем просить, уважаемые сенаторы, вашей поддержки, чтобы в следующем году такой законопроект вместе подготовить и обеспечить его принятие", - сказал Крутиков.

Расширение наблюдения

Крутиков уточнил, что в начале года планируется публикация большого доклада по всем аспектам глобальных климатических изменений, в частности, их влияния на трансформацию экосистемы тундры, продвижение на север опасных организмов, оленеводство, рост опасных гидрологических явлений.

Первый замглавы Минвостокразвития обратил внимание на то, что одним из главных решений в борьбе с климатическими изменениями является расширение возможностей наблюдения за происходящими в Арктике процессами. "И тоже здесь хочу поддержать Александра Александровича (Козлова, глава Минприроды РФ - прим. ТАСС), одно из главных решений - мы должны наблюдать за этими процессами. Наблюдать регулярно, иметь возможность на основе этих наблюдений прогнозировать ситуацию. Вместе с тем у нас сегодня наблюдательная сеть в российской Арктике сократилась на 47%. Чтобы было понятно, сегодня наблюдательная сеть в российской Арктике на уровне, какой она была в 40-е годы прошлого века", - отметил он.

По словам Крутикова, в Арктике сегодня действует лишь 430 гидрологических постов. "Сеть мониторинга не достаточна для того, чтобы прогнозировать сегодня вот эти глобальные изменения, наблюдать и прогнозировать их последствия", - заявил он.

При этом Крутиков подчеркнул, что в ближайшие 15 лет ожидается интенсификация развития Арктической зоны, запуск большого количества экономических проектов, связанных, в том числе, с освоением новых месторождений, освоением шельфа и новых нефтегазовых провинций на суше. "Такая интенсификация сопряжена с ростом антропогенной нагрузки на арктическую экосистему, с ростом, увеличением рисков, экологических рисков в первую очередь, для этой территории. <...> Вкупе с принятыми преференциями в законодательстве появилась норма и об обязательной, всеобщей экологической экспертизе в Арктической зоне", - отметил он.

При этом, по словам первого замминистра, есть предложения со стороны регионов ослабить это регулирование в населенных пунктах в части социальных объектов. "И мы это готовы поддержать. Но в целом исходим из того, что общий институт экологической экспертизы в Арктике пересматривать нельзя. Нужно совершенствовать сам институт, делать его более прозрачным, открытым, не бюрократичным, и мы здесь тоже готовы в этой работе поучаствовать", - заключил Крутиков.