Все новости
РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"
РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"
РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"
РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"
РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"

РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров "Одно окно"

© Виталий Невар/ТАСС
Рассказываем о том, зачем нужна эта система и какие преимущества благодаря ей могут получить экспортеры

Что такое система "Одно окно"

?

Система "Одно окно", разработанная Российским экспортным центром, предоставит российским бизнесменам онлайн-доступ к услугам, сопровождающим выход компаний на внешние рынки. Сервис позволит из единой точки входа - "личного кабинета" экспортера - запрашивать в электронном виде без личного взаимодействия полный перечень услуг и функций органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, РЭЦ и иных организаций в сфере экспортной деятельности, а также снизить трудозатраты, сократить количество бумажных документов.

"Одно окно" поможет экспортерам сформировать свой цифровой профиль, круглосуточно подавать заявки на предоставление услуг, получить доступ к аналитике и квалифицированной поддержке специалистов по различным аспектам. Все желающие экспортеры могут заполнить на регистрацию в системе уже с 26 ноября 2020 года. Сам проект заработает с 1 января 2021 года, когда вступит в силу нормативная база об электронных цифровых сервисах.

Какие задачи решает "Одно окно"

?

Ключевой задачей, которая была поставлена при создании сервиса "Одно окно", был отказ от походов экспортеров за разрешительными документами в различные инстанции в пользу получения электронного доступа ко всем необходимым сервисам. Проект является эффективным инструментом получения поддержки для участников внешнеэкономической деятельности из одной точки в круглосуточным режиме. Кроме того, он призван обеспечить однократное предоставление документов и последующее многократное их использование и сократить количество бумажных документов за счет перехода к электронному взаимодействию.

"Одно окно" также помогает экспортерам организовать сквозные процессы взаимодействия между точками единой системы продвижения своей продукции и снижать их издержки за счет предоставления услуг в электронном виде. Таким образом, информационная система РЭЦ поможет предоставить доступ ко всем услугам на всем жизненном цикле экспортера, устранив все барьеры и сделает экспортные процессы прозрачными.

Кто является целевой аудиторией системы

?

Целевую аудиторию информационной системы "Одно окно" можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести продвинутых экспортеров, у которых экспортные поставки занимают значительную долю в общем объеме продаж. Ко второй группе относятся начинающие экспортеры, у которых продажи продукции за рубеж являются разовыми сделками и которым необходима помощь для того, чтобы их бизнес превратился в большую экспортную площадку.  К третьей группе относятся потенциальные экспортеры, которые только начинают или планируют развитие этого направление.

По данным РЭЦ, традиционно на мировых рынках 10-20% компаний в стране занимаются экспортной деятельностью. В России таких компаний менее 1%, поэтому свою задачу РЭЦ видит в том, чтобы поддержать экспортера на протяжении всего его жизненного пути. 

Какие задачи может помочь решить РЭЦ

?

Потенциальные экспортеры могут с помощью аналитических сервисов РЭЦ могут получить консультации по странам, в которые они могут поставлять свою продукцию, а также узнать про требования к товарам, которые закупают. В частности, такие экспортеры могут воспользоваться программой "Акселератор экспортного роста", разработанной Школой экспорта РЭЦ. К моменту, когда компания готова к экспортным сделкам, РЭЦ помогает ей с таможенным декларированием. Благодаря системе "Одно окно", этот сервис становится более прозрачным и понятным. Далее к решению проблем экспортеров подключается Единая сеть поддержки экспорта, которая включает в себя сервисы, направленные на расширение бизнеса компании и поиск потенциальных партнеров. И, наконец, к поддержке подключаются услуги "третьей стороны", к которым относятся услуги институтов развития, сервисы, связанные с размещением на онлайн-площадках и другие необходимые для экспортного цикла партнеры. Для регулярных экспортеров РЭЦ подключает финансовый сервис, в том числе страховые и банковские услуги.

Как были выбраны суперсервисы, которые вошли в систему "Одно окно"

?

Суперсервисы "Одного окна" были выбраны путем опроса экспортеров о самых востребованных, по их мнению, услугах РЭЦ. Название "суперсервисы" возникло в связи с тем, что они объединяют сразу несколько сервисов, дополняющих друг друга. К первой группе суперсервисов запускаемой информационной системы относятся государственные сервисы, которые оказывают ведомства или службы. По данным РЭЦ, самыми популярными услугами в этом блоке являются таможенное декларирование (реализуется совместно с ФТС), подтверждение нулевой таможенной ставки (совместно с ФНС) и валютный контроль.

В рамках второй группы суперсервисов - господдержки - РЭЦ оказывает экспортерам поддержку на транспортировку товаров, а также субсидирует выставочную деятельность. Среди третьей группы суперсервисов, по данным РЭЦ, лидирует помощь в поиске иностранных покупателей, а также в поиске российского поставщика. В четвертой группе суперсервисов, аналитической, востребована поддержка в поиске рынков сбыта и экспортной ниши. Именно на этих направлениях РЭЦ и планирует сконцентрировать свое развитие в рамках системы "Одного окна".

Какие сервисы будут в дальнейшем включены в систему "Одного окна"

?

В 2021 году РЭЦ планирует сделать фокус на получении через систему "Одно окно" разрешительных документов в цифровом виде, в том числе разрешительных сертификатов, лицензий и других документов, которые необходимы для получения таможенных деклараций и представления товаров за рубежом. Кроме того, аналитические сервисы планируется превратить в единую поисковую строку, в которой экспортер, введя название своего товара или его международный код, получить о нем всю необходимую информацию. Например, таким образом можно будет найти сведения о странах, в которых востребована продукция, выставках и бизнес-миссиях.

В 2022 году РЭЦ также планирует расширять количество сервисов "Одного окна" на основе запросов экспортеров. Специалисты Российского экспортного центра намерены увеличивать количество ведомств и сведений, которыми можно будет воспользоваться через информационную систему.

Какое количество заявок от экспортеров уже зарегистрировано в системе "Одно окно"

?

По данным на 23 ноября, 480 экспортеров уже зарегистрированы в системе "Одно окно", еще 990 подали заявки на то, чтобы пользоваться услугами информационной системы. Как пояснили в РЭЦ, проект взаимодействует с "электронным правительством", которое проверяет достоверность зарегистрированных в системе юридических лиц.

Виктория Сойко