МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Объем рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России по итогам 2020 года вырастет на 42% и впервые превысит $1 млрд, достигнув $1,16 млрд. Об этом говорится в совместном исследовании eBay и Data Insight.
Согласно исследованию, в 2020 году число посылок, отправленных из России за рубеж, составит 27,4 млн, увеличившись на 75% по сравнению с прошлым годом. "Большая доля объема экспортной выручки приходится на торговые площадки с внешней логистикой, а это преимущественно международные маркетплейсы, - продавая на них в 2020 году, российские предприниматели заработают $723 млн (62%), а средний чек за заказ составит $125. На онлайн-площадки с собственной логистикой, среди которых крупнейшие российские маркетплейсы, придется $437 млн общей выручки (38%), а средняя стоимость отправления составит $20", - отмечает генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов.
При этом eBay является самым популярным в России экспортным маркетплейсом - его использует каждый пятый онлайн-экспортер для продаж за рубеж (21% от всех каналов). Среди прочих каналов для отправки заказов в другие страны продавцы используют собственный сайт и/или мобильное приложение (58%), а также аккаунт в Instagram (38%) ввиду отсутствия комиссии за совершение транзакций.
Кроме того, в 2020 году количество регионов с долей онлайн-экспортеров eBay выше среднероссийской выросло до 17 субъектов (против 11 в 2019 году). В топ-10 наиболее активных из них вошли Санкт-Петербург, Москва, Башкирия, Республика Марий Эл, Тюменская, Московская, Воронежская, Ярославская, Саратовская и Омская области.
Средний чек и популярные товары
В целом средний чек на рынке в 2020 году снизился с $52 до $42. В eBay это объясняют тем, что многие компании выбирают СНГ в качестве стартового рынка для экспорта и начинают продавать на локальных онлайн-площадках из-за понятной аудитории и возможности ведения бизнеса на русском языке.
География распределения экспортной выручки российских предпринимателей делится же на страны дальнего и ближнего зарубежья. В первом случае лидером остается США с долей оборота в 17%, на втором месте - Западная Европа (10,8%), на третьем - Израиль (3%). Среди стран ближнего зарубежья в лидерах находятся Белоруссия(22,3%), Казахстан (17,7%) и Украина (5,6%).
Что касается товаров, то, по данным исследования, в 2020 году лидерами роста по всему рынку онлайн-экспорта стали категории "Товары для дома и интерьера" (+215%) и "Товары для спорта, отдыха и досуга" (+101%). Большая часть выручки от общего числа экспортных заказов распределилась между категориями "Одежда и обувь" (40%), "Коллекционные товары" (10%), "Товары для дома и интерьера" (9%), "Электроника" (9%) и "Товары для спорта, отдыха и досуга" (7%).
В топ-5 товаров, экспортируемых из России через eBay, по объему выручки вошли подкатегории "Одежда, обувь и аксессуары" (11%), "Автозапчасти" (10%), "Парфюмерия" (6%), "Часы и аксессуары" (5%) и "Коллекционные товары" (3%).