Все новости

В России стала обязательной маркировка товаров легкой промышленности

При этом до 1 февраля можно успеть промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Оборот немаркированных товаров легкой промышленности (кожаной одежды, трикотажной одежды, пальто, плащей, постельного, кухонного, столового белья) запрещен в России с 1 января 2021 года. При этом до 1 февраля 2021 года участники оборота смогут промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года. Это предусмотрено постановлением правительства от 31 декабря 2019 года.

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Оператор системы - Центр развития перспективных технологий, являющийся частным партнером в ГЧП.

По данным Минпромторга РФ и "Оператора ЦРПТ" система маркировки полностью готова к введению обязательной маркировки товаров легкой промышленности. С 1 декабря в системе возможна работа с импортируемыми маркированными товарами легкой промышленности. В ноябре стало возможно оформлять в одной "электронной накладной" разные маркированные товары. На 30 декабря в системе зарегистрировано более 66,6 тыс. участников оборота товаров легкой промышленности, эмитировано 527 млн кодов маркировки. Пользователи приложения "Честный знак" проверили коды 277 тыс. товаров легкой промышленности.

"С учетом периода проведения добровольного эксперимента у отрасли легпрома было полтора года на подготовку. Сроки введения обязательных требований и правила маркировки обсуждались с бизнесом и утверждены год назад. Поэтому мы считаем, что времени на подготовку было достаточно. Значительная часть представителей отрасли работают как с обувью, так и с товарами легкой промышленности, и уже отработали основные бизнес-процессы по работе с маркированными товарами и готовы соблюдать вводимые требования. Однако всегда есть и те, кто отложил подготовку на последний момент", - пояснили в Минпромторге.

Вопрос маркировки остатков прорабатывается Минпромторгом России и "Оператором ЦРПТ" совместно с представителями отрасли в рамках отраслевых проектно-экспертных и рабочих групп, сообщили ТАСС в ведомстве. "Оператор ЦРПТ" подготовил дежурные смены сопровождения, которые готовы принимать обращения участников рынка и помогать в работе в праздничные дни.

Вырастут ли цены на товары

В Минпромторге РФ ТАСС заверили, что все решения, необходимые участникам для соблюдения требований об обязательной маркировке легпрома, проработаны. "Роста цен в связи с введением данных требований мы не ожидаем. При этом у добросовестных предпринимателей появится возможность увеличить свою долю на рынке за счет сокращения нелегального оборота товаров", - отметили в ведомстве.

"Повышения цен именно из-за маркировки не ожидается. Нужно понимать, что участники также могут и оптимизировать затраты, в том числе за счет внедрения электронного документооборота. А сама стоимость маркировки разнится в зависимости от степени автоматизации, объемов производства, логистических процессов и так далее. Для розницы затраты если и будут, то небольшие: необходима УКЭП, электронный документооборот, онлайн-касса (есть с 2016 года) с прошивкой и 2D-сканер. Все это уже есть в магазинах, которые торгуют обувью", - отметила в беседе с ТАСС заместитель генерального директора "Оператор ЦРПТ" Вера Волкова.

Руководитель проектной группы "Маркировка" компании "Снежная Королева", которая участвовала в эксперименте по маркировке, Владимир Поляк также отметил, что все процессы преобразования носят по большей степени организационный характер, не влекут за собой больших затрат и не отражаются на конечной стоимости товаров. "В расширении проекта маркировки мы видим большое количество плюсов как для бизнеса, который продолжает двигаться в сторону добросовестной конкуренции, так и, прежде всего, для потребителя. Важно, чтобы покупатели, совершая покупку, были уверены, что выбранный ими продукт полностью соответствует требованиям ГОСТов, техническим регламентам, экологическим нормам, требованиям безопасности и имеет всю необходимую сопроводительную документацию", - считает он.

Как сообщила ТАСС руководитель департамента улучшения процессов и качества Lamoda Наталья Сутягина, компания внедряла маркировку на протяжении двух лет и считает ее "определенным знаком качества для покупателей", поскольку она позволяет обеспечить дополнительную гарантию подлинности товаров.

Теги