МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Счетная палата России предложила провести оценку эффективности мер поддержки, которые предоставляет бизнесу Корпорация МСП. Об этом говорится в бюллетене палаты, посвященном анализу деятельности АО "Корпорация МСП" за период с 2015 года по 2020 год.
"Провести оценку эффективности предоставляемых корпорацией мер поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в виде отложенного эффекта, на основе независимого публичного мониторинга параметров деятельности субъектов МСП, получивших поддержку", - отмечается в бюллетене.
Кроме того, контрольный орган предлагает "утвердить долгосрочную программу деятельности корпорации", а также установить ключевые показатели эффективности корпорации "в целях определения размера вознаграждения ее руководящего состава с учетом специфики деятельности корпорации, в том числе неприменения показателя дивидендной доходности при планировании отрицательного финансового результата".
Акционерами корпорации являются Росимущество и ВЭБ.РФ. Ее гендиректором с октября 2015 года по декабрь был Александр Браверман, с 21 декабря 2020 года на эту должность назначен Александр Исаевич. Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщал, что Корпорация МСП представит правительству РФ новую стратегию своего развития до 1 июня.
Средняя зарплата
Средняя месячная заработная плата в АО "Корпорация МСП" составляет 380 тыс. рублей, что в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности в Москве, говорится в бюллетене Счетной палаты.
"Вызывает вопросы зарплатная политика в корпорации. Так, средняя месячная заработная плата работников без учета членов правления составила около 380 тыс. рублей. Это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве", - говорится в материалах ведомства.
При этом, по данным Счетной палаты, среднемесячная зарплата членов правления корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 млн рублей.
Счетная палата отмечает, что соотношение операционных расходов корпорации к капиталу в 2018-2020 годах уменьшилось с 4,46% до 3,79%. При этом уровень расходов остается выше показателя 2016 года. "Основные затраты связаны с оплатой труда работников корпорации, созданием резервов по гарантиям, вводом в эксплуатацию и последующим развитием бизнес-навигатора МСП", - говорится в материалах ведомства.
Несмотря на это корпорация обладает значительным запасом финансовой устойчивости и имеет возможность дальнейшего наращивания обязательств, подчеркнули в Счетной палате.
Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП
План по увеличению вклада малого и среднего бизнеса до уровня в 32,5% ВВП к 2024 году недостижим, сообщил аудитор Счетной палаты Данил Шилков, слова которого приводятся в бюллетене ведомства, посвященном анализу работы АО "Корпорация МСП".
"План по достижению 32,5% вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", сегодня выглядит недостижимым", - отмечает аудитор.
По его словам, динамика результативности сектора неутешительна: темпы роста доходов организаций, включенных в реестр МСП, за докризисный период 2017-2019 годов не превысили уровень инфляции.
Согласно данным Счетной палаты, в целом по РФ отмечается недостижение стратегического ориентира в сфере финансовой поддержки МСП в виде показателя Стратегии "Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Его фактическое значение за 2018 год составило 15% при плане в 19%, за 2019 год - 14%, за девять месяцев 2020 года - 10% при плане на 2020 год в 20%. Доля кредитов субъектам МСП снижается, в связи с чем имеются риски недостижения показателей 2020, 2025 и 2030 годов.
Ведомство также отметило, что ряд компаний МСП, получавших гарантийную поддержку от "Корпорации МСП", относится к группам компаний, представляющим крупный бизнес. Объем такой поддержки составил 3 млрд 623,1 млн рублей.
Как отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников, на конец 2020 года в секторе МСП заняты 18,2 млн человек. "Общее количество субъектов МСП несколько сократилось, но не за счет закрытия компаний, - не открывались новые. Это вполне естественно в условиях пандемии. Ожидаем перелома этого тренда в текущем году", - отметил министр, слова которого приводятся в бюллетене Счетной палаты.
По словам министра, портфель кредитов по программам льготного кредитования для малого и среднего бизнеса по итогам прошлого года составил 1,3 трлн рублей. Он также напомнил, что для компаний, которые не смогли вернуться к докризисным показателям, правительство запустило новую программу льготного кредитования ФОТ 3.0.
"Анализ состояния МСП говорит о том, что бизнес адаптировался к новым условиям и восстанавливается после локдауна, а темпы дальнейшего его развития будут зависеть напрямую от скорости вакцинации в стране", - подчеркнул Решетников.
Влияние на малое и среднее предпринимательство
Деятельность АО "Корпорация МСП" не оказала значительного влияния на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ в 2015-2020 годах, говорится в бюллетене.
"АО "Корпорация МСП" пока не оказало существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса в России. В проверенный период основным приоритетом для корпорации был объем предоставляемых средств субъектам МСП. При этом не уделялось достаточного внимания результативности этой помощи, а сами меры поддержки носили локальный характер", - отмечает Счетная палата.
По данным ведомства, всего за период с 2015 года по 1 июля 2020 года координируемые корпорацией участники Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на общую сумму 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн рублей.
"При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период, что свидетельствует о локальности этих мер", - говорится в материалах Счетной палаты.
"Корпорации МСП" не удалось существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей стратегии развития МСП до 2030 года - "доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". "Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты", - говорится в бюллетене Счетной палаты.
По мнению ведомства, недостаточная заинтересованность корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития корпорации. Кроме того, в краткосрочных и среднесрочных программах деятельности корпорации установлены легкодостижимые показатели. "Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное - от 500 до 9 000%. Такие высокие показатели создают риски некорректной оценки эффективности корпорации", - сообщается в документе.
Позиция "Корпорации МСП"
Как отмечают, в свою очередь, в "Корпорации МСП", она наращивает объемы поддержки в рамках имеющихся ресурсов, а также совершенствует продуктовую линейку и каналы предоставления услуг и сервисов для бизнеса.
"Что касается финансовой поддержки, то здесь следует отметить, что в 1 квартале 2021 года консолидированный объем финансовой поддержки в рамках национальной гарантийной системы увеличился по сравнению с 1 кварталом 2020 года на 38% и составил 123,5 млрд рублей. Таких показателей удалось достичь благодаря существенному увеличению объемов гарантийной поддержки национальной гарантийной системы: увеличился объем выданных гарантий и поручительств по сравнению с 2020 годом с 30,1 млрд рублей до 44 млрд рублей", - говорится в комментарии "Корпорации МСП", который предоставила пресс-служба Счетной палаты.
При этом, по данным корпорации, благодаря росту выдачи прямых кредитов МСП Банка субъектам МСП почти в два раза - 15,2 млрд рублей по итогам первого квартала 2021 года против показателя в 8 млрд рублей за аналогичный период 2020 года, - объем финансовой поддержки МСП Банка увеличился с 35,8 млрд рублей до 43,3 млрд рублей. Также совершенствуется кредитно-гарантийная поддержка, развиваются инструменты стимулирования инвестиций в проекты МСП, механизмы предоставления "зонтичных" поручительств совместно с Банком России. Также расширяются механизмы краудинвестинга, факторинга, внедряются механизмы скоринга.
Позиция ВЭБ.РФ
Как сообщила главный управляющий директор по направлениям МСП и закупкам ВЭБ.РФ Марина Романова, индикаторы оценки реализации среднесрочных программ деятельности за 2016-2018 и 2019-2021 годы в первую очередь характеризуют масштабы предоставления различных мер поддержки и изменение объемов потребительского спроса. За 2016-2020 годы были достигнуты 53 из 56 целевых показателей эффективности деятельности АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства". При этом, как было отмечено при проведении контрольного мероприятия, плановые значения ключевых показателей эффективности должны быть теснее увязаны с получением конечного результата для предпринимателей.
"Совместными усилиями проделана большая работа по реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы". В период с 2015 по 2020 год "Корпорацией МСП" и участниками национальной гарантийной системы предоставлено более 52 тысяч независимых гарантий и поручительств 34 тыс. предпринимателей на сумму более 650 млрд рублей, а это более 1,4 трлн рублей консолидированной финансовой поддержки", - отметила Романова.
Корпорация МСП - один из крупных российских институтов развития. С ее помощью государство оказывает поддержку представителям малого и среднего бизнеса. В рамках реформы институтов развития корпорация присоединится к более крупному институту развития - к ВЭБ.РФ, на базе которого будет создан инвестиционный блок для стимулирования экономического роста.