29 апреля 2021, 08:39,
обновлено 29 апреля 2021, 10:06

Россия хочет с 2030 года ввести требования к доле продаж "зеленых" автомобилей

Кроме того, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что РФ рассчитывает на равные условия для производителей при углеродном налоге ЕС

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. РФ намерена постепенно отказываться от машин на ископаемом топливе и планирует с 2030 года установить требования к автопроизводителям по доле продаж "зеленого" транспорта, работающего на водороде, электричестве и газе, заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на российско-германской сырьевой конференции.

"Чтобы осуществить плавный, постепенный отказ от машин, работающих на ископаемом топливе, планируем установить требования к производителям по доле в продажах "зеленого" транспорта, начиная с 2030 года. Имея в виду и водородомобили, и электромобили, и автомобили на природном газе", - сказал он.

"Тем самым наша страна в полной мере включилась в процесс "зеленого" разворота. Чтобы придать ему ускорение, будем инициировать монетарные стимулы отказа от использования энергоемких технологий и "грязных", серых ресурсов", - отметил министр. При этом, по его словам, власти РФ намерены действовать осторожно, "балансируя вопросы экологии с задачами развития промышленности".

Мантуров сообщил, что РФ планирует в ближайшие годы начать производство судов, автобусов и поездов на водороде. "Мы в свою очередь также ставим задачу в ближайшие годы начать собственный выпуск водоробусов, локомотивов и судов на водороде", - сказал он. Как сообщалось, эксплуатация водородных автобусов может начаться в РФ в 2024 году, в этом же году планируется запустить водородные поезда в рамках пилотного проекта на Сахалине. "Камаз" ранее говорил, что разработает автобус на водородном топливе в этом году, а его испытания завершит к 2023 году. Серийное производство новинки может быть налажено в том же году при условии спроса и наличия в стране соответствующей зарядной инфраструктуры.

По данным министра, РФ намерена осуществить "зеленый" транзит на собственной технологической основе по таким ключевым компонентам, как водородные топливные элементы и литий-ионные аккумуляторы.

Он также предложил Германии совместную реализацию водородных проектов. "Готовы рассмотреть проекты локализации, причем в обе стороны", - отметил он. Мантуров добавил, что в РФ уже реализовано производство гидроксида лития для корпорации BASF и одного из подразделений Mercedes-Benz.

Ведение углеродного налога

Россия надеется на взвешенный подход Евросоюза при введении углеродного налога, равные условия для всех производителей и соответствие нормам ВТО, заявил глава Минпромторга.

"Мы рассчитываем, что такой же взвешенный подход будет реализован в отношении разрабатываемого Евросоюзом трансграничного углеродного налога. Мы заинтересованы в транспарентном диалоге на эту тему. Но необходимо, чтобы данная мера соответствовала нормам ВТО, исключала дискриминацию и обеспечивала равные условия для европейских и неевропейских производителей", - сказал он.

Ранее глава Минприроды Александр Козлов говорил, что негативный эффект от введения Евросоюзом углеродного налога предварительно может превысить для российских экспортеров €3 млрд в год. По его словам, РФ необходимо защитить углеродоемкий экспортный потенциал, поскольку крупнейшие предприятия энергоотрасли находятся в зоне риска из-за усиления международного климатического регулирования.

В декабре 2019 года Еврокомиссия (ЕК) запустила проект "Зеленая сделка" (Green Deal), в рамках которого ЕК намерена представить ряд инициатив и законопроектов в ближайшие годы. Переход к экономике с нулевыми углеродными выбросами планируется к 2050 году. Одна из мер в рамках "Зеленой сделки" - введение углеродного сбора на импорт товаров. Ранее сообщалось, что российские экспортеры могут заплатить от €6 млрд до €50 млрд в виде обсуждаемого трансграничного углеродного налога в ЕС.

Водородная инфраструктура

Глава Минпромторга также заявил, что Россия планирует в ближайшие два-три года разработать технологии по всему спектру необходимого для водородной инфраструктуры оборудования.

"С точки зрения технологий в ближайшие два-три года мы планируем создать весь спектр необходимого оборудования для водородной инфраструктуры", - сказал он.

По словам министра, уже разработаны опытные образцы энергоустановок на водородных топливных элементах, электролизеры для производства "зеленого" водорода, установки по производству водорода из природного газа. "Кроме того, мы планируем также освоить производство водородных заправочных станций, в том числе производящих водородное топливо прямо на месте, методом реформинга и электролиза. Ну и особое внимание уделим технологиям безопасной транспортировки водорода ", - отметил он.

Мантуров также предложил Германии принять участие в проектах по локализации производства оборудования и развития технологий как в области СПГ, так и по водородной энергетике, отметив, что РФ готова рассмотреть возможность такой локализации в обеих странах. "На сегодня возможности российских предприятий по производству оборудования для ВИЭ составляют около 1,5 ГВт в год. Мы будем интенсивно наращивать эти объемы и приглашаем немецкие компании принять в этой работе самое активное участие. Нам есть на что опереться", - сказал он.

Министр пояснил, что РФ заинтересована в привлечении компетенции Германии по условной формуле "зеленый водород в обмен на технологии". "Разумеется, готовы предложить комфортные, преференциальные режимы работы в России", - добавил он.