12 мая 2021, 14:09,
обновлено 12 мая 2021, 15:41

Правительство пока не видит целесообразности введения запрета на экспорт топлива

Вице-премьер России Александр Новак. Антон Новодережкин/ ТАСС
Вице-премьер России Александр Новак
Вице-премьер Александр Новак заявил, что ситуация на российском топливном рынке стабильная, цены на нефтепродукты растут на уровне инфляции

МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Правительство рассмотрит вопрос о введении запрета на экспорт нефтепродуктов, если ситуация на внутреннем рынке топлива станет критичной, но пока уровень запасов достаточен для удовлетворения спроса, необходимости во введении ограничений нет. Об этом в эфире телеканала "Россия-24" сказал вице-премьер Александр Новак.

"Это крайняя мера, которая будет приниматься только в том случае, если мы увидим критичность ситуации. На сегодняшний день у нас достаточно ресурсов нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина и дизельного топлива", - сказал Новак. По его словам, скорректированный с 1 мая демпферный механизм позволил еще больше стабилизировать ситуацию на рынке топлива. "У нас относительно дизеля вопрос [о запрете экспорта] в принципе не стоит", - сказал он.

По словам вице-премьера, на сегодня правительство "не видит необходимости во введении изменений по запрету экспорта". "Такая мера в принципе возможна, но она является крайней. На сегодняшний день такой необходимости нет", - сказал он.

Ранее Минэнерго РФ опубликовало проект постановления правительства, который вносит поправки в список товаров, "являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта". В него предлагалось внести 13 наименований нефтепродуктов, в том числе автомобильный бензин марок 80, 92, 95, 98, а также легкие дистилляты. Ограничение на экспорт топлива из России предлагалось ввести сроком на три месяца.

Идею о возможном введении ограничений на экспорт топлива из России первым озвучил Новак. Он отмечал, что мера в правительстве обсуждается как временная. В 2018 году российское правительство уже обещало ввести ограничения на вывоз топлива, если нефтяники не смогут добровольно нарастить предложение внутри страны. Но тогда такое решение так и не было принято.

Россия в 2020 году экспортировала 5,82 млн т бензина, что на 12,4% больше, чем в 2019 году. При этом объем производства бензина в России в 2020 году составил 38,4 млн т - на 4,5% меньше уровня 2019 года.

Ситуация на топливном рынке

Новак заявил, что ситуация на российском топливном рынке стабильная, цены на нефтепродукты растут на уровне инфляции. "На сегодняшний день ситуация достаточно стабильная на рынке. Были предприняты все необходимые меры правительством Российской Федерации, министерствами нашими и компаниями, которые работают на этом рынке", - сказал он.

Новак также добавил, что цены на топливо растут на уровне примерно соответствующему уровню инфляции. Кроме того, по его словам, запасы нефтепродуктов превышают прошлогодний уровень.

Ранее правительство РФ расширило меры по реализации бензина и дизеля на биржевых торгах, чтобы избежать резких скачков цен. Теперь нефтяные компании должны будут часть объемов нефтепродуктов продавать сторонним АЗС на торгах.

Кроме того, с 1 мая начал действовать скорректированный демпфирующий механизм на топливо. Решение скорректировать демпфер было принято из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. Так, индикативная цена бензина в формуле демпфера снижена с 1 мая на 4 тыс. рублей по сравнению с действовавшей ставкой, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года - на 2 700 рублей за тонну по сравнению с установленной сейчас в Налоговом кодексе. С 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%. Планируется также снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу начиная с 1 января 2022 года.

Цены на бензин

Стоимость бензина в России выросла с начала 2021 года на 2,9%. Таким образом, рост цен пока не превышает темпы инфляции, сообщил вице-премьер.

"По отношению к прошлому году цены в этом году на мировых рынках выросли на нефть и на нефтепродукты более чем в 2 раза, в то время как в Российской Федерации на автозаправочных станциях цены на бензин на сегодняшний день в среднем по России выросли всего на 2,9%, на дизельное топливо - на 2,7%. То есть фактически это в пределах инфляции", - сказал он.

Новак подчеркнул, что правительство будет строго следить, чтобы рост цен не бензин и дальнейшем не превышал инфляцию.

При этом в кабмине, по его словам, не ожидают существенного скачка цен на бензин в 2021 году благодаря тем мерам, которые были приняты ранее. "Те инструменты, которые сегодня есть и работают, и правительство строго следит за этим. У нас еженедельно проходят штабы на уровне Министерства энергетики вместе с компаниями. По сути дела, мы в ручном режиме наблюдаем, смотрим за ситуацией, принимаем необходимые меры", - пояснил Новак.

Вице-премьер добавил, что российские нефтяные компании смогли накопить необходимый запас топлива для покрытия растущего спроса в весенне-летний период. По его словам, в настоящее время запасы бензина на нефтебазах и АЗС на 11% выше, чем годом ранее, а дизельного топлива - более чем на 20%.

Потребление авиакеросина

По словам Новака, правительство допускает увеличение потребления авиационного керосина в РФ летом в случае увеличения объема авиаперевозок, компании получили рекомендации нарастить запасы этого топлива.

"Мы видим, что в летний период может сложиться ситуация с увеличением объема авиаперевозок и в случае снижения локдаунов, в том числе увеличение авиаперевозок в заграничном направлении. Необходимо, чтобы было необходимое количество авиационного керосина для обеспечения таких перевозок", - сказал он.

Новак добавил, что на биржевом комитете ФАС авиационным и нефтяным компаниям была дана рекомендация обеспечить необходимые объемы авиакеросина на несколько месяцев вперед с учетом возможного роста спроса и потребления этого топлива.

В протоколе заседания биржевого комитета ФАС (имеется в распоряжении ТАСС) говорилось, что нефтяникам рекомендовано нарастить запасы авиакеросина на случай восстановления авиасообщения, которое может спровоцировать рост цен на этот вид топлива. Этот пункт ранее не был включен в текст аналогичных протоколов.