6 октября 2021, 17:04,
обновлено 7 октября 2021, 12:45
Ситуация с поставками энергоносителей из РФ в Европу

Что вызвало топливный кризис и как ЕС планирует его преодолевать

AP Photo/ Frank Augstein

В среду, 6 октября 2021 года, мировые цены на газ достигли своего абсолютного максимума — $1 900 за 1 тыс. куб. м, лишь к концу дня отскочив до $1 450.

Стоимость топлива начала расти еще в июле. Позднее, к середине сентября, цена 1 тыс. куб. м достигла рекордных $800, а к 28 сентября фьючерсные контракты на 1 тыс. куб. м продавались уже за $1 тыс.

В преддверии зимы резкое повышение цен на топливо оказалось в центре внимания основных импортеров газа — прежде всего европейских государств. Вопрос стал ключевым и на прошедшем в Словении неформальном саммите лидеров стран ЕС, заявил председатель Евросовета Шарль Мишель.

ТАСС пытается разобраться, с чем может быть связан такой резкий скачок цен и как импортеры газа намерены выходить из сложившейся ситуации.

Как торгуется газ в Европе?

1

Долгое время европейские страны закупали газ у СССР и России по долгосрочным экспортным газовым контрактам (ДСЭГК). Цены в них были четко зафиксированы или привязаны к стоимости нефти. А при изменении потребностей заказчика использовался принцип "бери или плати" — если покупатель недобирал заранее определенный объем, то платил неустойку.

После мирового финансового кризиса 2008–2009 годов многие импортеры газа оказались неспособны исполнять контрактные обязательства, кроме того, рыночные цены стали значительно ниже определенных в ДСЭГК. В результате экспортеры — не только Россия, но и, например, Норвегия — по настоянию импортеров смягчили условия контрактов. Однако и по ним цена топлива теперь в основном рассчитывается на основе рыночных показателей.

Как пояснил президент РФ Владимир Путин, Еврокомиссия буквально настаивала на сворачивании долгосрочных контрактов и переходе к биржевой торговле. Таким образом, цена на газ в настоящий момент в значительной степени определяется рынком: топливо дорожает в случае дефицита — например, из-за повышенной потребности — и наоборот.

Откуда взялся дефицит?

2

Сложившемуся энергетическому кризису способствовало сразу несколько причин.

В середине сентября газохранилища в ЕС оказались заполнены в среднем примерно на 70%, хотя год назад этот показатель превышал 80%. Как пояснял в беседе с ТАСС экс-глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зеле, это произошло из-за аномально холодных зимы 2020 года и весны 2021 года. Резервы расходовались, а их восполнение началось на месяц позже запланированного.

А летом случились жара и безветренная погода. Они уменьшили генерацию гидроэлектростанций и выработку ветрогенереаторов. И тем самым внесли свою лепту в спрос на газ.

Также его подстегивает и неопределенность в прогнозах погоды. В начале октября агентство Bloomberg выпустило материал, в котором со ссылкой на метеорологов сообщило о предстоящих суровых холодах. Такая опасность делает потребность в газе особенно насущной. Тем более при отказе Европы от более дешевых, но экологически опасных мазута и угля в условиях перехода на "зеленую" экономику.

В то же время вероятность теплой зимы может сделать бессмысленными ажиотажные покупки газа сейчас, на пике цен. А потому, отметил в беседе с ТАСС гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, экстренно резервы в хранилищах не пополняются — а это, в свою очередь, провоцирует дефицит уже сейчас.

Значительное влияние на цены оказывает и то, что в Европе резко упало предложение сжиженного природного газа (СПГ). Поставщики переключили внимание на азиатские рынки, где стоимость топлива еще выше. В итоге на европейском рынке ощущается дефицит предложения, несмотря на рекордные для экспортеров объемы поставок.

И еще одна причина растущего спроса на газ — быстрые темпы восстановления экономики после пандемии, отметил Владимир Путин.

Что предпринимают европейские власти?

3

В условиях стремительного повышения цен европейские политики начинают испытывать турбулентность. Как отметил глава Минфина Франции Брюно Ле Мэр, для потребителей годовая стоимость энергоснабжения уже выросла на €400–500.

В итоге нынешняя ситуация грозит странам ЕС социальными и политическими потрясениями, опасается еврокомиссар по финансовым вопросам Мейрид Макгиннес.

Выход из ситуации без возвращения к мазуту и углю Франция видит в развитии атомной энергетики. Однако в такой позиции Парижа есть некоторое лукавство: страна активно вкладывалась в атомную энергетику на протяжении XX столетия и уже обладает солидной инфраструктурой — 18 станциями. В то же время в Германии, например, атомную энергетику "зеленой" не считают, и по закону ФРГ к 2022 году должна полностью от нее отказаться. Такой же позиции придерживаются ее восточные соседи.

Сочетать переход к "зеленой" энергетике с решением топливной проблемы пытается и евробюрократия. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в условиях роста цен призывает инвестировать в "зеленую" энергетику. По ее словам, именно "зеленый переход" — решение роста цен на газ. И его нужно ускорить. Однако направления инвестиций остаются неясными.

Более реальный выход предложили Бельгия и Испания. Брюссель поднял вопрос о стратегическом европейском резерве энергоносителей. А Мадрид и вовсе предложил ЕС начать централизованные совместные закупки газа.

Как европейский энергетический кризис затрагивает Россию?

4

Европейские страны предлагают провести "расследование причин" скачка цен. И Польша считает, что уже их выявила. По словам польского премьера Матеуша Моравецкого, цены "искусственным образом" взвинчивает Москва, но как — Варшава не поясняет.

В Кремле настаивают, что никакой роли России в том, что происходит на газовом рынке в Европе, нет и быть не может. Причины кризиса заключаются в нескольких совпавших по времени факторах. "Но все это не связано с Россией. И только непрофессионалы, только люди, не понимающие сути происходящего, могут вообще как-то упоминать Россию в этом контексте", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Райнер Зеле также считает, что обвинения в адрес России в манипуляциях с ценами на газ с целью скорейшего заполнения голубым топливом "Северного потока — 2" не имеют под собой оснований и абсурдны.

"Газпром" подчеркнул, что выполняет все контрактные обязательства перед контрагентами в рамках долгосрочных контрактов. И полностью удовлетворяет все заявки на поставку. Компания планомерно поставляет газ по всем маршрутам — в том числе и через Украину.

При этом потенциал для увеличения поставок российского газа есть. Все зависит от запросов и коммерческих договоренностей. "России сложившаяся ситуация невыгодна, и она может помочь европейцам — только не в ущерб себе, конечно", — заявил президент страны Владимир Путин.

Что дальше?

5

Резкий дефицит топлива в итоге уже возник у Молдавии, которая последние несколько месяцев пыталась скорректировать контракт с "Газпромом", истекавший в конце сентября и продленный на месяц. Кишинев, как и страны Европы, намеревался снизить издержки, но перейти на рыночные расценки лишь частично — летом, когда спрос на газ не так высок.

В итоге надежды на снижение цен на газ оказываются связаны прежде всего с пуском "Северного потока — 2", который в рамках технической проверки уже начал заполняться газом. Ввод газопровода в эксплуатацию, по словам экспертов, способен резко и значительно увеличить предложение топлива на европейском рынке — на уровне всего объема нынешних поставок сжиженного газа.

Однако транспортировка топлива по "Северному потоку — 2", как уточнила канцлер ФРГ Ангела Меркель, пока еще не одобрена, а сроки решения все еще остаются неопределенными.

Более того, любые дискуссии на эту тему натыкаются на резкое сопротивление со стороны Киева. Украина опасается сокращения транзита газа через ее территорию и требует остановки проекта, напирая на антироссийские настроения руководства стран Европы и необходимость обеспечить "энергобезопасность" от РФ. 

Владимир Путин вновь отверг спекуляции на эту тему — российские обязательства поставить через украинские трубопроводы 40 млрд куб. м в этом году будут даже превышены. Однако увеличивать дальше невозможно, предупредил он.