19 октября 2021, 23:01

В Петербурге презентовали макет беспилотного трамвая, управляемого нейросетью

Елена Новицкая/ ТАСС
Разработкой программного обеспечения и самого макета занимались в лаборатории Политехнического университета Петра Великого по заказу СПб ГУП "Горэлектротранс"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 октября. /ТАСС/. Движущийся макет беспилотного трамвая, в управлении которым задействован искусственный интеллект, был представлен на выставке Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT в Петербурге. В дальнейшем он может стать прототипом для применения беспилотных систем в реальной жизни, рассказал ТАСС начальник отдела перспективного развития СПБ ГУП "Горэлектротранс" Андрей Уланов.

"Это первый шаг в области беспилотного трамвая, сейчас это, скорее, как помощь водителю - техническое зрение. Это не будет полностью беспилотный трамвай, он будет информировать водителя, что существует какая-то угроза, и если он не реагирует на эту угрозу, то благодаря программе трамвай автоматически будет замедлять ход и останавливаться. Специальная видеокамера высокого разрешения распознает предметы и понимает, что перед ней", - сказал он.

Разработкой программного обеспечения и самого макета занимались в лаборатории Политехнического университета Петра Великого по заказу СПб ГУП "Горэлектротранс" в лаборатории "Промышленные системы потоковой обработки данных" Центра НТИ СПбПУ.

"Мы разрабатывали макет порядка трех месяцев. На каждом из трамваев установлены камеры, которые передают информацию на центральное устройство, оно определяет объекты, на которые обучена нейросеть, например, упавший столб или машина на переезде. Нейросеть определяет эти объекты, и потом мы даем команду об остановке. Вторая система следит за положением самих трамваев на маршруте. Основная задача - не допустить, чтобы трамваи столкнулись", - рассказал ведущий инженер лаборатории промышленных систем потоковой обработки данных Политехнического университета Георгий Васильянов.

Он добавил, что в целом программное обеспечение готово для внедрения уже в ближайшее время, однако для этого еще необходимо подготовить всю инфраструктуру, включая обновленный подвижной состав и системное обеспечение. Должна быть возможность управления автономным трамваем независимо от сети, но оператор удаленно должен иметь возможность контролировать передвижение трамвая, возможно, в дальнейшем это будет осуществляться через мобильные сети.

В "Горэлектротрансе" добавили, что на сегодняшний день говорить о внедрении полностью беспилотного транспорта пока рано, многое будет зависеть от скорости развития технологий. Для сравнения: в Китае внедрение беспилотного транспорта начиналось с троллейбусов, на это потребовалось около $130 млн и около шести лет. В России на переход к подобной системе может уйти намного больше времени.

О готовности России к внедрению беспилотного транспорта

По мнению коммерческого директора ПК "Транспортные системы" Андрея Юхненко, с точки зрения производства трамвайная отрасль уже сейчас готова делать первые шаги по внедрению беспилотного управления. В 2018 году на заводе компании уже испытали первую генерацию беспилотного трамвая. Тогда он двигался без водителя на обкаточной линии, останавливаясь перед препятствием. Однако даже с точки зрения законодательства Россия пока не готова к полному переходу на систему беспилотного управления, поскольку на данный момент по закону нельзя эксплуатировать транспортное средство без водителя. Максимально, что может быть применено, - это скорее адоптивный круиз-контроль, который будет помогать водителю реагировать быстрее на внештатные ситуации, в дальнейшем необходимо будет вносить корректировки на законодательном уровне.

"Многое зависит от заинтересованности заказчика в реализации, кроме того, необходимо адоптировать всю инфраструктуру и остановочные пункты. Дополнительные функции, как подсистема беспилотника, мы уже сегодня готовы внедрять и предлагаем это в качестве дополнительной функции трамвайного вагона. "Мозг" трамвайного вагона рассчитан на 15-20 лет, в нем заложен дополнительный функционал, который превосходит текущие характеристики", - сообщил Андрей Юхненко.

На выставке Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT ПК "Транспортные системы" представила самый современный трехсекционный трамвайный вагон в России "Витязь - Ленинград" в алюминиевом кузове, оснащенный уникальной системой информирования и звукового ориентирования и системой пассивной безопасности, которая обеспечивается гидроцилиндрами, они поглощают удар в случае аварии и распределяют его по всему кузову, а дополнительные функции безопасности на дверях в виде фотоэлементов фиксируют препятствие. Если пассажир в последний момент запрыгивает в вагон, то двери автоматически будут открываться, а трамвай никуда не поедет. В Петербурге таких трамваев пока всего два, они обошлись городу в 109 млн рублей каждый, примерный срок эксплуатации рассчитан на 30 лет.