7 декабря 2021, 03:03

Опрос: более 70% россиян сталкивались с финансовым мошенничеством за последний год

Донат Сорокин/ ТАСС
Самым массовым видом мошенничества остаются звонки от имени банков, отмечается в исследовании банка "Открытие"

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Более 70% россиян столкнулись с финансовым мошенничеством в течение последнего года, следует из результатов опроса, проведенного в преддверии финтех-форума "Финополис-2021" банком "Открытие" (имеется в распоряжении ТАСС).

"73% россиян столкнулись с финансовым мошенничеством за последний год. Звонки от имени банков остаются самым массовым видом мошенничества, а банки - главным источником информирования населения о кибербезопасности", - говорится в исследовании.

За последний год, как заявили 65% респондентов, они или члены их семей сталкивались со случаями финансового мошенничеств, при этом обошлось без ущерба. В результате такого мошенничества 8% потеряли деньги, самый высокий процент пострадавших отмечен в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13%), а также в Северо-Западном федеральном округе (12%). Личного опыта столкновения с финансовыми мошенниками за последний год не было у 27% россиян.

Оценка кибербезопасности

Опрос показал, что большинство россиян невысоко оценивают уровень личной кибербезопасности в российской финансовой системе. Уверенность в том, что в любой момент могут стать жертвой кибермошенников, выразили 30% опрошенных. Пятая часть респондентов (21%) полагает, что по мере развития технологий кибербезопасность финансовых операций снижается. При этом 32% считают, что проблемы есть, но в целом кибербезопасность финансовых операций повышается. Уверены, что все их финансовые операции достаточно защищены, 18% респондентов.

В числе способов финансового мошенничества, с которыми сталкивались россияне, они чаще всего указывали звонки и сообщения от имени финансовых организаций - 61% (открытый вопрос - можно было давать больше одного варианта ответа), звонки и сообщения от имени государственных органов (полиция, Следственный комитет, судебные органы) назвали 22% опрошенных, 21% респондентов указали сайты, замаскированные под актуальную информационную повестку (выплаты пенсионерам, qr-коды для вакцинированных), 20% - сайты и приложения, замаскированные под сервисы госорганов, также 20% - финансовые пирамиды и предложения сверхдохода по ценным бумагам.

О действиях в случае столкновения с мошенничеством

Около половины россиян не предпринимают никаких действий в случае столкновения с финансовым мошенничеством, следует из опроса.

Согласно полученным в ходе исследования результатам, в случае столкновения с финансовым мошенничеством 43% респондентов не предпринимали никаких действий. Обращались в банк 23%, чаще всего это делали жители Северного Кавказа (38%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (31%), реже всего жители Дальнего Востока (14%) и Сибири (17%). В полицию обращались 9% опрошенных, в суд - только 1%.

Чтобы не стать жертвой финансового мошенничества, россияне чаще всего не сообщают никому и нигде не записывают секретные данные карты, в том числе пин-код и СVV-код с обратной стороны (76%). Около трети опрошенных (30%) ответили, что скачивают мобильные приложения только в официальных магазинах - Google Play и App Store. О том, что не хранят на телефоне фото и заметки с данными банковских карт сообщили 29% опрошенных, 28% ответили, что подключили смс-оповещения или push-уведомления от банка обо всех операциях по карте. При этом только 9% проверяют кредитные и финансовые организации на сайте Банка России.

Чаще всего россияне получают информацию о кибербезопасности от банков (83%), от операторов связи и госорганов - по 49%, от других организаций - 40%. Главные способы получения такой информации в банках - звонок от работника банка (62%), в платежном процессе на странице ввода кода подтверждения при оплате в интернете (61%) и в банкоматах (61%). На вопрос о наиболее предпочтительных способах получения информации о кибербезопасности россияне назвали уведомление по электронной почте (38%), смс-уведомления (29%) и в платежном процессе на странице ввода кода подтверждения при оплате в интернете (12%).

Опрос проводился в период с 26 ноября по 2 декабря по репрезентативной выборке среди 1015 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тыс. человек.​​​​ 

Теги:
Россия