17 марта 2022, 07:01

Работающие в семейных компаниях россияне оценили уровень комфорта работы с близкими людьми

Сотрудники семейных компаний оценили комфортность работы с родными на 3,9 балла, отмечается в исследовании консалтинговой компании Ifors

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Россияне, работающие в семейных компаниях, оценивают уровень комфорта работы с близкими людьми на 3,9 балла из 5. Об этом сообщается в результатах опроса, проведенного исследовательско-консалтинговой компанией Ifors среди 500 сотрудников семейных фирм в январе 2022 года.

В выборку вошли те компании, которые сами себя относят к семейному бизнесу. К опросу приглашались владельцы, а также сотрудники руководящих должностей. Среди опрошенных были как представители семьи, которой бизнес принадлежит, так и руководители, не принадлежащие к семейной династии. Выборка охватила всю Россию, различные отрасли и размеры компаний.

"Сотрудники семейных компаний оценили комфортность работы с близкими людьми - 3,9 балла, что можно охарактеризовать как "скорее комфортно" (по шкале от 1 до 5, где 1 - самая низкая оценка, а 5 - самая высокая оценка)", - говорится в результатах опроса.

В настоящее время в России наиболее распространены семейные компании первого поколения (71%), можно сказать, что это - первопроходцы, это те, кто создал компанию или принимал в этом участие. Примерно в каждой четвертой компании владельцами являются представители уже второго поколения (24%), то есть примерно в каждой четвертой компании состоялась передача бизнеса следующему поколению. На данный момент в России более распространен первый тип компаний: 65% компаний были созданы одним из членов семьи, затем на ключевых позициях управления компанией потребовались свои люди, которым можно доверять.

Эффекты положительные и отрицательные

Топ-3 положительных эффектов в семейном бизнесе: доходы идут на нужды одной семьи - 54%, стабильность и долговечность компании (так как связи не только деловые, но и родственные) - 49%, хорошее знание родственника как человека (сильные, слабые стороны, мотивация) - 44%. Топ-3 отрицательных эффектов в семейном бизнесе: совместное ведение бизнеса может привести к размолвкам на личном уровне - 47%, сложно провести четкую границу между деловыми и личными отношениями - 42%, необходимо заинтересовать бизнесом следующее поколение - 35%.

Большинство участников опроса (80%) отмечают заинтересованность со стороны следующего поколения в управлении семейным предприятием. По мнению опрошенных, представители следующего поколения семьи готовы взять на себя руководящие функции в семейном бизнесе (56%). По мнению респондентов, желание продолжать развиваться в своей профессиональной сфере (36%) и навыки управленца (умение принимать решения, брать ответственность, контроль и развитие подчиненных) (36%) - ключевые факторы, которые позволят обеспечить долгосрочное существование компании. 74% опрошенных, являющихся представителями семьи, которой принадлежит бизнес, хотели бы, чтобы здесь работали дети, внуки.

К семейному бизнесу относятся те компании, которые принадлежат одной семье или нескольким семьям; которыми управляют члены семьи; которые наследуются из поколения в поколение. Понятие "семейный бизнес" не ограничивается формальными показателями, такими как состав руководства или доли участия членов семьи. 

Теги:
Россия