МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Россия в ответ на санкции против авиационной отрасли занялась переводом воздушных судов в российский реестр, а также намерена нарастить производство отечественной техники. Члены правительства рассказали о планах по развитию авиапромышленности и гражданских воздушных перевозок.
ТАСС разбирался, чем Россия может заменить проблемные самолеты западного производства.
Ту-214
Одной из замен американским и европейским лайнерам, по словам представителей правительства РФ, может стать среднемагистральный реактивный самолет Ту-214, модификация Ту-204. Его выпускают на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Согласно открытым источникам, выпущено порядка 30 экземпляров разных модификаций.
Сейчас Ту-214 практически не заняты на пассажирских перевозках. "Они выпускаются малой серией для спецзаказчиков", - рассказал вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов во время поездки на завод "Авиастар" в Ульяновск 16 марта. Например, 14 машин этой модели имеется в распоряжении специального летного отряда "Россия" Управления делами президента РФ.
Как сообщил во вторник на брифинге глава Минпромторга Денис Мантуров, есть возможность нарастить темп производства данной модели. А вот возобновление сборки оригинальной модели Ту-204 признано нецелесообразным.
Сейчас в конструкции Ту-214 присутствуют детали иностранного производства, как заметил Юрий Борисов, "в минимальном количестве". "Я думаю, что за этот год мы практически их заместим", - сказал Борисов в ходе рабочей поездки на Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова 22 марта.
Практическая дальность полета Ту-214 - 6 500 км. Максимальное число пассажирских мест - 210.
Ил-96
В отличие от других самолетов, это дальнемагистральный лайнер, то есть он может долететь из Москвы до Владивостока, или, например, до Таиланда.
Первый рейс Ил-96 состоялся еще в 1993 году. На сегодняшний день, согласно открытым источникам, выпущено 30 серийных экземпляров разных модификаций. С 2016 года ОАК работает над проектом создания модернизированного самолета Ил-96-400М. Обновленная машина сможет взять на борт до 390 пассажиров.
Как заявил Манутров, "темп производства Ил-96 может быть увеличен". А с 2024 года начнется серийное производство модернизированного Ил-96-400 - с удлиненным фюзеляжем и с обновленной авионикой.
Максимальная дальность полета - 9 800 км. Максимальное число пассажирских мест - 300.
МС-21
Прямым конкурентом самых массовых моделей Airbus А 321 и Boeing 737-800 призван стать российский среднемагистральный узкофюзеляжный самолет МС-21. Это второй после Superjet проект, который создавался в РФ без какого-то задела со времен советского авиапрома.
Первый тендер на проект самолета прошел в 2003 году, тогда планировалось, что воздушное судно получит все необходимые сертификаты к 2012 году. Но в 2018-м производитель композитного крыла для МС-21 - компания "Аэрокомпозит" подпала под санкции США и потеряла возможность закупать материалы. Тогда импортозамещением необходимых композитов занялся "Росатом". 25 декабря 2021-го самолет впервые поднялся в воздух с крылом из полимерных композитных материалов российского производства.
Сейчас МС-21 сертифицирован на полеты с двигателем американской компании Pratt & Whitney, но и с ним возникли проблемы. "Иностранные производители отказали России в поставке комплектующих для самолета", - заявил во вторник Денис Мантуров. И это несмотря на то, что они были заранее оплачены. Тем не менее в планах ОАК - поставить два серийных самолета МС-21 до конца 2022 года. Серийное же производство лайнеров МС-21 полностью из российских комплектующих планируется начать с 2024 года. Специально для МС-21 "Объединенная двигателестроительная корпорация" разработала двигатель ПД-14.
Максимальная дальность полета - 6 тыс. км, максимальное число пассажирских мест - 211.
Superjet 100
Этот ближнемагистральный самолет, впервые поднявшийся в воздух в 2008 году, уже успел хорошо зарекомендовать себя на внутренних рейсах, привлекается также и к некоторым международным перелетам.
По состоянию на март 2022 года выпущено больше 220 экземпляров, порядка 200 используются авиакомпаниями. В этом году им будет поставлено еще 20 машин. "У нас на 19 бортов полностью имеется комплектация зарубежная, и до конца года будут исполнены контракты в объеме 19 машин, плюс часть бортов, которые у нас так называемые "белые хвосты", это те машины, которые ранее не были реализованы заказчиками. Мы их сейчас доводим до летной годности и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам", - рассказал Денис Мантуров. А в следующем году власти рассчитывают на создание Superjet полностью из отечественных компонентов. Поставки таких машин начнутся в 2024 году.
Дальность полета - 3 тыс. км (базовая модель), максимальное число пассажиров - 98.