В скором времени гражданам, привыкшим к удобному способу расплачиваться в магазинах и кафе с помощью одного мобильного телефона, должно стать легче. С 1 апреля клиенты всех российских банков должны были получить возможность пользоваться еще одним отечественным сервисом бесконтактной оплаты. Продукт разработан ЦБ и Национальной системой платежных карт (НСПК), основан на Системе быстрых платежей (СБП) и ожидаемо носит название СБПэй. Но вечером 31 марта ЦБ опубликовал письмо о том, что дедлайн для банков переносится на три месяца — на 1 июля.
Тем не менее в приложении уже можно воспользоваться услугами нескольких десятков банков. Поэтому выясняем — насколько новый сервис распространен и удобно ли им пользоваться.
Что такое СБПэй?
1
Официальная формулировка от НСПК гласит: "СБПэй — мобильное приложение для оплаты товаров и услуг с помощью Системы быстрых платежей. Оплата через СБПэй возможна как в розничных торговых точках, так и в интернете c использованием всех поддерживаемых в СБП способов оплаты — например, сканирование QR-кода на кассе в магазине, платежная кнопка на сайте компании и т.д.".
СБПэй — единственная отечественная разработка?
2
Нет. Несколько лет существует приложение Mir Pay. К нему подключено больше 80 банков, в том числе все крупнейшие. Это приложение наиболее похоже на Apple Pay и Google Pay. С одной оговоркой — подключить к нему можно только карты платежной системы "Мир". Собственная система оплаты с помощью гаджетов есть у Сбера — SberPay. Но подходит она, разумеется, только для собственных карт банка.
В чем отличие от других pay-приложений?
3
В СБПэй не надо "привязывать" банковскую карту. Расчеты проводятся непосредственно с банковского счета. Поэтому система застрахована от манипуляций с допуском к услуге от платежных систем и компаний-разработчиков.
Как воспользоваться приложением?
4
Скачать в магазинах приложений и установить на смартфон. Версия Android должна быть не ниже 6.0, и iOS — не ниже версии 13.
Помимо этого, пользователь должен обладать аккаунтом в Google — регистрация клиента происходит через него. Те, у кого аккаунта нет, войти в приложение не смогут. Во всяком случае, пока.
В приложении пользователю нужно выбрать свой банк, прописать номер счета (его можно найти в личном кабинете клиента банка в разделе "Реквизиты") и актуальный номер телефона.
Чтобы расплатиться через СБПэй, покупателю нужно будет войти в приложение, а продавцу — обзавестись QR-кодом.
Как платить через QR-коды?
5
Как нам пояснили в пресс-службе НСПК, QR-коды бывают двух видов — динамические и статические. Динамический код выводится предприятием на экран POS-терминала или компьютера для оплаты каждой конкретной покупки, и в нем содержатся сразу все необходимые для платежа данные: сумма покупки, название торгового предприятия и т.п. "Покупатель открывает СБПэй, сканирует код, затем выбирает счет, с которого хочет оплатить покупку, проверяет название магазина, сумму платежа и подтверждает операцию. Средства на счет продавца зачисляются мгновенно", — рассказали ТАСС в НСПК.
В статическом коде нет суммы покупки, и пользователю после сканирования кода нужно ввести ее самостоятельно на своем мобильном устройстве. Статический код продавец один раз печатает, например, на наклейке в кассовой зоне, в него уже не нужно вносить изменения под каждую новую покупку (кроме суммы).
Оплата через QR-код — услуга уже довольно распространенная. Во всяком случае, крупнейшие российские банки ее предоставляют в своих мобильных приложениях.
А QR-кодов уже много?
6
Распространить новую систему на большую часть торгово-сервисных предприятий НСПК планирует в течение 2022 года. Как рассказал ТАСС председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов, задача покрытия QR-платежами через СБПэй всей торговой сети является решаемой. "Но она требует, во-первых, модификации программного обеспечения. Во-вторых — обучения работников торговли и обучения пользователей, потому что для них это новый сценарий, новый способ платить". По мнению эксперта, это достаточно большая работа как в торговых точках, так и в обслуживающих их банках и банках клиентов. Поэтому на ее отладку потребуются определенное время и усилия. Но в целом он настроен оптимистично, считая, что постепенно система придет к стабильно рабочему состоянию.
Личные данные защищены надежно?
7
НСПК сообщает, что безопасность и конфиденциальность реализованы на нескольких уровнях. В том числе с использованием "всех необходимых технологий для защиты данных и сохранения их конфиденциальности", а также "криптографически стойких алгоритмов". Кроме того, если на телефоне не установлен ни один способ защиты (пароль, отпечаток пальца или Face ID), пользоваться приложением будет невозможно.
Однако и про личную бдительность система просит клиентов не забывать. А при утрате телефона настоятельно рекомендуется обратиться в банк и заблокировать счет.
Какие банки входят в систему?
8
Приложение СБПэй существует уже несколько месяцев. Но до недавнего времени пользоваться им могли клиенты только некоторых банков. Однако после отключения российских пользователей от Apple Pay и Google Pay ситуация начала меняться. Если к 1 марта в приложении было зарегистрировано всего четыре банка, то к 1 апреля — больше 60. Впрочем, часть банков может пока работать с приложением в режиме тестирования.
Подавляющее большинство из подключившихся банков — региональные. Брендов, что называется, всероссийского масштаба всего два: Московский кредитный банк и "Русский стандарт". С 1 апреля все банки, работающие в России, должны были предоставлять клиентам возможность расплачиваться с помощью СБП, в том числе с помощью QR-кодов. Однако в итоге Центробанк перенес крайнюю дату подключения на 1 июля.
Евгений Мазин, Анна Афонина