МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Минстрой России на фоне сообщений о росте цен на бумагу предложил установить возможность отказа от доставки потребителям бумажных платежек за жилищно-коммунальные услуги в пользу электронных уведомлений. Такие изменения содержатся в проекте правил предоставления коммунальных услуг, которое подготовило министерство.
"В прилагаемом проекте изменений урегулированы следующие вопросы: <…> установлена возможность отказа от доставки потребителю платежного документа на бумажном носителе", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, опубликованной на портале проектов нормативных правовых актов.
Бумажные квитанции за ЖКХ сегодня доставляются в 99% случаев, отметил в разговоре с ТАСС эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Жилье и городская среда" Павел Склянчук. По его словам, в последние годы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации все чаще стали выставлять счета в личных кабинетах, но надлежащим способом доставки все равно считается отправленная в почтовый ящик платежка.
"Сейчас предлагается разрешить по заявлению собственника, который, например, проживает за границей, получать квитанции только по электронной почте или через государственную информационную систему ЖКХ, без дублирования в бумажном виде", - сказал Склянчук. Однако он обратил внимание, что в суде для доказательства неправильного начисления суммы платежа или отсутствия долгов оплаты нужно будет предъявить распечатанные документы.
Как ранее подсчитали аналитики Doma.ai (экосистема "Сбера"), управляющие компании и ТСЖ смогут сэкономить до 5 млрд рублей ежегодно при отказе от бумажных квитанций.
Плата за отопление
Подготовленный Минстроем проект постановления в целом направлен на совершенствование порядка расчетов за коммунальные услуги. В частности, предусмотрено, что корректировка платы за отопление может происходить по решению общего собрания собственников чаще, чем один раз в год, отметил Склянчук. Таким образом, это позволит равномерно распределить рост платежей за ЖКХ.
"Из-за сильных перепадов зимней температуры в начале года жители нескольких регионов получили большие доначисления. Минстрой пришел к выводу о необходимости отказаться от такой схемы в пользу корректировки показаний в течение всего календарного года", - сказал эксперт тематической площадки ОНФ.
Персональные данные
Вместе с этим Минстрой предложил усилить ответственность потребителей за непредоставление данных о проживающих в отсутствие приборов учета и недопуск исполнителей коммунальных услуг для проверок счетчиков, а также урегулировал вопросы использования персональных данных.
Так, в документе предлагается разрешить организациям сферы ЖКХ не получать согласие граждан на обработку их персональных данных. Предполагается, что их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, пояснил Склянчук.
"Это спорное утверждение, которое несет потенциальные риски злоупотреблений, например, двойных квитанций. Более правильным было бы перейти на письменные договоры поставки жилищно-коммунальных услуг", - отметил собеседник агентства, добавив, что сегодня такие договоры считаются заключенным по факту включения собственниками крана с водой, наличия горячей воды в батареях или пользования лифтом.
Следите за нашими новостями в Telegram, "ВКонтакте" и "Одноклассниках".