7 июня 2022, 18:57
Статья

Четыре пути. Какие возможности существуют для вывоза зерна с Украины

REUTERS/ Vincent Mundy

Россия, Украина, Турция и ООН ведут переговоры о разрешении проблемы с поставками зерна. Турецкая сторона намерена создать в Стамбуле так называемый зерновой центр.

Для вывоза зерна с Украины морем необходим безопасный проход судов. Президент России Владимир Путин предложил несколько вариантов решения проблемы и выразил готовность содействовать в этом. Однако Киев выдвигает условие отвода российских сил.

С начала года цены на пшеницу и кукурузу существенно выросли. Запасов пшеницы, как отмечалось на заседании Совбеза ООН 21 мая, в мире хватит только на 10 недель, и эти прогнозы хуже, чем в кризисных 2007-2008 годах.

ТАСС собрал основные сценарии возможного вывоза украинского зерна.

Через Бердянск и Мариуполь

  • Россия готова, как отмечал Путин, создать "необходимую логистику" и обеспечить беспроблемный вывоз зерна из портов Бердянска и Мариуполя, не выдвигая "никаких условий".
  • Мирный провоз и безопасность подходов к этим портам, а также обеспечение движение судов по Азовскому и Черному морю входит в возможные российские гарантии.
  • Работа по разминированию акваторий Бердянска и Мариуполя практически закончена.

Через Одессу

  • Россия не против вывоза зерна через подконтрольную украинским силам Одессу и готова гарантировать проход судов.
  • Выход судов с зерном из порта станет возможным только после разминирования акватории и подъема со дна Черного моря затопленных украинской стороной кораблей.
  • Путин заверил, что Россия не станет использовать ситуацию для гипотетической атаки города с моря.
  • По данным агентства Bloomberg, РФ и Турция предварительно договорились разблокировать порт Одессы. Анкара планирует создать специальный центр в Стамбуле для отслеживания и координации рейсов, Москва в свою очередь якобы настаивает на досмотре приходящих в Одессу судов на предмет несогласованных поставок оружия.

Через страны Запада

  • Вывоз зерна, как указывал Путин, также возможен по реке Дунай в сторону румынских портов.
  • По железной дороге продовольствие может быть вывезено в Венгрию, Румынию, Польшу. Однако, поскольку на Украине используется русская железнодорожная колея (1 520 мм), необходима перестановка вагонов на тележки для европейской колеи (1 435 мм). Эта процедура может занимать несколько часов.
  • На Украине, по данным "Укрзализныци" есть шесть пунктов смены тележек: на границе с Польшей - Ягодин (может обслуживать 28 вагонов в сутки) и Мостиська (18), с Венгрией - Есень (30), с Румынией - Вадул-Сирет (40). Вместе с зарубежными пунктами перестановки возможен пропуск не более 175 вагонов в сутки - при средней длине грузового состава в 75 вагонов.
  • Литва, предлагающая свой порт в Клайпеде для экспортного вывоза украинского зерна, запустила железнодорожные составы, которые протестировали маршрут на Украину через Польшу в объезд Белоруссии. Но время в пути не укладывается в рамки рентабельности. Еще одной проблемой стал дефицит вагонов, которых требуется около 4 тыс., но ни у Литвы, ни у Украины такого количества нет.

Через Белоруссию

  • Через Белоруссию пропуск составов будет без перестановки тележек, оттуда возможна прямая доставка зерна в порты Прибалтики.
  • Этот путь сейчас не устраивает ни Запад, ни Украину, поскольку предполагает снятие санкций с властей Белоруссии.