9 июня 2022, 15:30

В этом году беспилотные грузовики поедут по М-11. Это первые испытания на трассе в России

Темур Аминджанов/ Пресс-служба "Старлайн"
Осенью 2022 года должны начаться тестовые заезды беспилотных грузовых автомобилей на десятикилометровом участке магистрали. Мы собрали подробности — какие машины участвуют в испытаниях и как в целом это будет устроено

Сегодня беспилотные грузовые автомобили в России тестируются либо на полигонах — закрытых площадках, либо в труднодоступных районах Арктики. На дорогах общего пользования их нет. В отличие от легковых беспилотных авто, которые ездят в Москве. Через несколько месяцев ситуация должна измениться — беспилотные грузовики начнут перевозить грузы на магистрали М-11 Москва — Санкт Петербург.

Что это за программа?

1

"Беспилотные логистические коридоры" — проект в перечне 42 государственных инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Главным ответственным за него назначен Минтранс РФ. Также участвуют Минпромторг, Минэкономразвития, МВД, МЧС и около 20 коммерческих компаний: автопроизводители, операторы связи, разработчики беспилотных технологий, логистические и торговые компании и так далее.

По плану развития, осенью 2022 года начнутся тестовые заезды беспилотных грузовиков на М-11 "Нева". С 2024 года поездки на этой трассе будут проходить в штатном, а не в экспериментальном режиме — грузовики смогут перевозить коммерческие заказы. В 2030 году беспилотные перевозки организуют на 19,5 тыс. км федеральных дорог. В частности, на следующих трассах:

  • М-11 "Нева", Москва — Санкт-Петербург;
  • М-12 — строящаяся автодорога Москва — Нижний Новгород — Казань и ЦКАД;
  • Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные вылетные магистрали.

Итоговая цель — организовать беспилотные грузоперевозки по всему коридору "Европа — Западный Китай".

Как это будет организовано? Водитель в кабине или нет? Машины поедут по отдельной полосе?

2

В кабине будет находиться инженер-испытатель. По действующим законам, тестирование беспилотных автомобилей не разрешается без человека с водительскими правами. Так же происходят испытания легковых авто "Яндекса" и "Сберавтотеха" в городах. Водитель находится за рулем на подстраховке, он не участвует в управлении автомобилем в беспилотном режиме, но при необходимости может взять его на себя.

Беспилотные грузовики поедут в общем потоке машин. Не по отдельной полосе.

Перевозить можно будет только грузы (не людей).

На начальном этапе под тестовые заезды используют десятикилометровый участок М-11

Машины в тестировании не будут заезжать в плотный городской и пригородный поток, а будут передвигаться от хаба до хаба на магистрали. Например, водитель загружает товары в грузовик на городском складе, привозит на хаб в начале участка, где организованы беспилотные перевозки. Далее возможны два сценария.

  1. Грузовик проходит цифровое техобслуживание. Это тестирование каналов связи, получение разовых ключей шифрования для каждого из них, проверка датчиков и программ для беспилотного режима. После чего водитель покидает кабину. В тестовых заездах его место занимает инженер-испытатель.
  2. На первом хабе прицеп с обычного грузовика перецепляется к беспилотному грузовику, который едет в беспилотном режиме до второго хаба, там груз опять перецепляется к обычному грузовику.

Какие компании участвуют?

3

Сейчас есть около 20 российских компаний, заинтересованных в создании беспилотных грузоперевозок.

"Автодор" — оператор магистрали М-11, на которой развернется тестирование.

Автопроизводители "Камаз", "Эвокарго" предоставят свои автомобили для тестирования с автопилотом собственной разработки. "Сберавтотех" и "Старлайн" — сторонние грузовые автомобили с автопилотом их разработки.

Логистические и торговые компании "Почта России", Первая экспедиционная компания, "Глобалтрак", "Озон", X5 Group, "Магнит" протестируют беспилотную доставку грузов.

Операторы связи и IT-компании "Мегафон", "Транстелеком" (ТТК), АО "ГЛОНАСС", "Защитаинфотранс", СМАРТС отвечают за цифровую инфраструктуру дороги — сервисы и системы защиты.

Другие участники тестирования: ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), "ВТБ Инфраструктурный холдинг", ВЭБ.РФ.

Предполагается, что участников со временем станет больше. В проект собираются привлечь китайских и индийских производителей грузовых автомобилей и разработчиков технологии.

Сколько планируется потратить на создание инфраструктуры для беспилотных грузоперевозок?

4

Окончательная сумма не утверждена. Эта цифра будет известна после проведения технического проектирования участка для тестовых заездов.

Весной 2022 года обсуждалась стоимость порядка 12,7 млрд рублей, но, с высокой вероятностью, она изменится. Также ранее обсуждалась следующая модель финансирования: расходы делят между собой Минтранс, Минпромторг, Фонд национального благосостояния (ФНБ) и компании — участники проекта. Впоследствии компании обязаны вернуть выделенные им средства в ФНБ, для них продумывали сроки и условия возврата.

"Сегодня тестирование беспилотных автомобилей, включая грузовые, идет в разных странах совместными усилиями IТ-компаний и автопроизводителей. Отличие российского проекта в том, что государство многое берет на себя. Субсидии для транспортных компаний и разработчиков беспилотников на начальном этапе. Создание инфраструктуры сначала на трассе М-11, а далее, после отработки технических решений, и на основных магистралях. Правовые риски применения технологии на общих дорогах", — говорит Андрей Ионин, главный аналитик ассоциации "Цифровой транспорт и логистика".

Какие машины участвуют в эксперименте?

5

В "пилоте" участвуют магистральные грузовики "Эвокарго", "Камаз", "Сберавтотех", "Старлайн". Уровень автономности — от четвертого, по данным рабочей группы.

О чем речь? Существует шесть классов автономности автомобиля — от нуля до пяти, по общепринятой классификации SAE International систем помощи водителю. Ноль — ручное управление максимум с системой предупреждения об опасных ситуациях на дороге. Пять — полностью автономный автомобиль, которому не нужен водитель. Беспилотных автомобилей пятого уровня автономности сегодня нет. Зато четвертый понимается максимально широко. Это значит, что машина может ездить без водителя, но в определенных условиях. Под условиями понимаются разные ограничения — закрытый полигон, общая дорога, но только в хорошую погоду, только конкретный участок на общей дороге и так далее. На этапе тестирования производители обычно не заявляют, что их автомобиль относится к какому-либо уровню беспилотности. И в целом классифицировать их не обязаны.

Технические характеристики грузовых автомобилей в тестовых заездах:

  • грузовики "Эвокарго": масса — 44 т, грузоподъемность — 21 т, тип двигателя — электрический + H2 водородный источник питания как опция, время быстрой зарядки — четыре часа;
  • "Камаз" собирается тестировать гибридный грузовик Kamaz 54907 Continent, оснащенный мотором, работающим и на дизтопливе, и на электричестве;
  • грузовики разработчика "Старлайн": масса — 8,5 т, грузоподъемность — 18 т, тип двигателя — дизель. В парке компании два беспилотных грузовика;
  • "Сберавтотех" сейчас не предоставляет описание машин.

Зачем нужны беспилотные грузовые перевозки?

6

Обычно объясняется тем, что это может решить несколько проблем.

Нехватка дальнобойщиков во многих странах. Ежегодно аналитики публикуют отчеты о нехватке водителей большегрузов. По данным отчета консалтинговой компании Transport Intelligence, в 2020 году в Европе не хватало более 400 тыс. водителей грузовиков. Эксперты относят дальнобойщиков к самым дефицитным профессиям.

"Эта проблема стала остро ощущаться примерно десять лет назад. Дефицит водителей на российском логистическом рынке оценивается в 10–20%, на отдельных низкомаржинальных и климатически сложных направлениях — до 30–40%. Перевозчики пытаются решить проблему, переучивая водителей малогабаритных грузовиков и легкового транспорта, нанимая мигрантов без образования. Использование робофур на дальнемагистральных перевозках и, в частности, между Москвой и Петербургом позволит решить эту задачу. Именно поэтому в тестирование включаются многие перевозчики", — говорит Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС).

Экономическая выгода. Экономия на труде водителя, топливе за счет исключения резких ускорений и торможений машины. Ожидается, что использование беспилотных грузовиков будет дешевле на 15% и быстрее.

"Использование беспилотников на М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением сэкономит примерно литр топлива на 100 км, снизит затраты на техобслуживание и ремонт транспортных средств", — говорит Фарид Мадани, гендиректор ГК "Деловые линии".

Безопасность. В документах проекта указаны ожидания, что беспилотные грузовики будут реже попадать в ДТП и это позволит "снизить показатели по смертности на российских дорогах на 8% к 2030 году".

На каком этапе эта программа?

7

На этапе согласования "экспериментального правового режима" (ЭПР), который позволит проводить тестирование. Участники рабочей группы передали программу ЭПР в правительство. Параллельно обсуждаются сумма и модель финансирования проекта.

Планируется, что испытания начнутся осенью 2022 года.

 

В каких странах есть беспилотные грузоперевозки?

8

Сегодня это существует только в статусе тестирования. Беспилотные грузовики испытываются на общих магистралях в США, в некоторых странах Европы и Азии. Лидеры — разработчики в Штатах. Наиболее заметные компании — Waymo — разработчик Google, Aurora Innovation Inc, TuSimple. 

В большинстве испытаний беспилотных грузовиков водитель находится на переднем сиденье в кабине. Но есть и тестовые заезды без участия человека.

В феврале американский разработчик TuSimple сообщил, что его автономные грузовики проехали 550 миль (885 км) по общим дорогам в Аризоне без водителя на подстраховке за рулем. TuSimple испытывает грузовики без водителя на 80-мильном участке с декабря прошлого года. Также в США Walmart вместе с калифорнийским стартапом Gatik тестируют поездки грузовиков без водителя от склада до супермаркета.

Пару лет назад в прессе стали часто звучать мнения о том, что эпоха беспилотного транспорта начнется не с такси или шаттлов, а с грузовиков — это решит проблему нехватки дальнобойщиков, на трассе автопилоту проще, чем в городе, где много препятствий и неожиданных ситуаций. Но, как и в случае с легковыми беспилотными авто, их прогресс зависит от регулирования отрасли — насколько больше позволят им местные законы.

Анастасия Акулова