КАЛИНИНГРАД, 21 июня. /ТАСС/. Литва понесет существенные денежные потери из-за ограничения транзита некоторых товаров с основной территории России в Калининградскую область, поскольку зарабатывающие на транзите Литовские железные дороги обеспечивали значительную часть доходов бюджета. Еще одна уязвимая точка у Литвы - автомобильные перевозки, которые доставляют половину всех грузов в Литву и вынуждено проходят через Россию, рассказал ТАСС во вторник генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
"Для Литвы [ограничение транзита] - это существенные потери, потому что у Литвы ведь не так много средств заработать, и Литовская железная дорога давала значительную часть бюджета. Поэтому сейчас нужно осмыслить данную ситуацию, посмотреть на действия литовской стороны, не столько даже литовской, потому что они в данной ситуации не самостоятельны, а на ситуацию (реакцию - прим. ТАСС) Брюсселя, потому что блокада вызвана не тем, что пойдет транзит или не пойдет, это в целом, будем говорить, одна из форм давления на Россию, переключение фокуса с Украины на Прибалтику, потому что здесь развитие [ситуации] может принять самый непредсказуемый характер", - сказал ТАСС Бессонов.
По его мнению, вряд ли сейчас кто-то может до конца оценить убытки Литвы в данной ситуации, потому что транспортная составляющая - только лишь косвенная потеря. "Во-вторых, есть очень болезненная точка у Литвы, это их автомобильные перевозчики, которые доставляют более половины всех грузов в Литве и вынуждены ехать через Россию. И что касается [ответных] мер, сейчас, скорее всего, просчитают все это. А в первую очередь дождемся реакции литовской стороны <…>. Но если транзит не пойдет, здесь нужно смотреть, насколько политический мазохизм продолжится, и литовские власти по-прежнему будут стрелять уже не в одну ногу, а в обе свои ноги", - добавил эксперт.
Первые последствия запрета и прогноз
Он отметил, что на данный момент из-за ограничения транзита в Калининград скопилось большое количество железнодорожных составов на Московской и Октябрьской железных дорогах, есть также риск простоя составов, однако логистические решения будут найдены, и все грузы будут перевезены. "Рынок транспортных услуг имеет длительный подготовительный и адаптивный период. Все, что будет связано с изменением рынка транспортных услуг, потребует времени, потому что международные маршруты накатываются годами и имеют очень серьезную инерционность. Сейчас, действительно, есть сложности с тем, что стоит большое количество составов, которые планировалось перевезти через Калининград, а они находятся сейчас на Московской и Октябрьской железных дорогах. Но так или иначе решения логистические будут найдены, и мы все равно эти грузы перевезем", - сказал ТАСС Бессонов.
По его данным, снижение транзитных перевозок составляет 10-15% в сравнении с показателем прошлого года. "Что касается импортных грузов, то здесь, действительно, проседание гораздо большее, примерно на 40%. Но для российского транспортного рынка это ничего не значит. У нас достаточно объемов перевозки внутри России и в направлении тех стран, которые с нами продолжают сотрудничать", - сказал эксперт.
О паромной переправе и возможностях портов
Как отметил представитель КСТП, налаженная паромная переправа сможет обеспечить жизнедеятельность Калининградской области. "В настоящее время работают четыре парома, год назад их всего было два. Сейчас, по информации губернатора области, они планируют поставить восемь паромов. В среднем каждый паром берет по 80 вагонов, это достаточный объем, чтобы обеспечить жизнедеятельность региона. Портовая инфраструктура с этим справится. И порт Санкт-Петербурга вполне может справиться с этим объемом, тем более что сейчас туда не заходят иностранные суда. Проблем с инфраструктурой на подходах к портам абсолютно нет никакой. Это технологические вопросы, которые РЖД вполне успешно решает", - резюмировал Бессонов.
Как ранее сообщал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, железные дороги Литвы уведомили железные дороги Калининградской области о том, что с 18 июня они ограничили транзит некоторых товаров из регионов РФ в область из-за европейских санкций в отношении России. Глава региона отмечал, что действия Литвы являются незаконными и нарушающими договоренности, так как при вступлении страны в ЕС она гарантировала сохранение транзита в область. Губернатор сообщил, что доставку грузов перенаправят через паромы.
В МИД РФ заявили, что считают действия Литвы открыто враждебными и требуют немедленно отменить ограничения. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал решение Вильнюса беспрецедентным и незаконным. Россия в ближайшие несколько дней проведет "глубокий анализ" ситуации, по итогам которого выработает ответные меры, уточнил он.