22 июня 2022, 21:50

Свой лес - свои правила. Как России перехватить зеленую повестку за счет своих лесов

Красноярский край. Александр Рюмин/ ТАСС
Красноярский край

МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. На фоне текущего геополитического кризиса Западом практически остановлен зеленый переход. Но, как посчитали участники прошедшего в ТАСС круглого стола "Чистое будущее: роль лесного хозяйства в достижении Россией углеродной нейтральности", эта ситуация поменяется, как и погода, тогда как климатические изменения будут определять социально-экономическое развитие регионов на столетия. По их мнению, рассчитывать на признание российских лесов западными институтами как "легких планеты" не приходится, необходимо создавать собственные стандарты и проекты работы с лесом, например пилотный лесоклиматический проект "Роснефти" в Красноярском крае.

Как заявил в начале года президент России Владимир Путин, в стране должна быть создана научная система, которая обеспечит высокоточный мониторинг выбросов и поглощения парниковых газов. На Россию приходится пятая часть мировых лесов, которые занимают почти 10 млн кв. км ее территории и поглощают миллиарды тонн эквивалента углекислого газа ежегодно. Глава российского государства обратил внимание на то, что в мире создается "целая индустрия, принципиально новый рынок, где будут обращаться так называемые углеродные единицы. Это станет одним из инструментов достижения углеродной нейтральности для борьбы с изменениями климата. Россия будет добиваться достижения углеродной нейтральности своей экономики не позднее 2060 года.

Климат на паузе

Пока же на фоне беспрецедентных санкций в отношении России западные страны фактически остановили анонсируемый зеленый переход и наращивают использование угля и дров, подрывая многолетние глобальные усилия по снижению углеродного следа. "Сейчас очень много говорится о том, что в текущих условиях геополитических изменений, возможно, климатическая повестка не так важна: все на западе переходят к сжиганию угля, про нее все забыли. <…> Россия, безусловно, должна остаться в этой повестке, это наши новые шансы на модернизацию", - отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Участие России в международных климатических соглашениях обусловлено в первую очередь интересами собственных граждан, а не политикой, добавил член экспертного совета при комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Нуритдин Инамов. Вопросы сохранения биоразнообразия, вопросы, связанные с изменениями климата, сохранением экосистем, были, есть и останутся в нашей повестке дня, добавил эксперт. По его словам, это уже не просто научная дискуссия как десять лет назад, а практические вопросы социально-экономического развития регионов. "И по ним, безусловно, мы будем продолжать взаимодействовать с нашими партнерами, руководствуясь в первую очередь российскими интересами. Ну, а настроение партнеров может меняться, как и погода", - заключил Инамов.

Не все равны

Между тем, российские леса могут быть поставлены на последнее место Западом в международных климатических программах, предупредил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. "Мы должны быть готовы к тому, что российские леса будут считаться самыми плохими и ненужными лесами в мире <…> Нужно отстаивать свою точку зрения на прочном научном основании, которое предстоит развивать и формировать", - сказал Данилов-Данильян.

Этого мнения передерживается и председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. "Мы должны проактивно действовать, не защищаться, не оправдываться, а более настойчиво требовать признания реальных наших поглощающих способностей", - отметил Исмаилов. Как добавил Широв, именно "зеленая" дипломатия может стать основой восстановления отношений с рядом стран, но России нужно вырабатывать собственную политику.

Сближение позиций

По словам Инамова, сближение в вопросах климата есть. "Мы относительно недавно добились того, что российские леса, которые стоят не одно столетие, оказывается, тоже выступают поглотителями выбросов, а не только тропические леса, по которым та же самая межправительственная группа экспертов по изменениям климата выстраивала свои методики", - рассказал он. Эксперт добавил, что доля российского лесного комплекса в национальном поглощении выбросов парниковых газов можно оценить в диапазоне от 30% до 80%, тогда как у Евросоюза такой показатель на уровне 7-10%.

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц добавил, что все наиболее значимые в мировом сообществе показатели по углеродному балансу являются либо зарубежными, либо сделаны с нашим участием, и "идеально бьются" с работой, которую проводит Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства.

Еще одним общепризнанным направлением является высадка лесов в степях. "Лесопосадки на аридных землях автоматом засчитываются хоть кем - хоть китайцами, хоть американцами, хоть ООН. Поэтому мы решаем несколько проблем, в том числе ведение устойчивого сельского хозяйства, агролесомелиорацию", - отметил научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев.

Проблемы оценки

Однако полагаться на западное признание не стоит, необходима разработка собственной научной базы, считают эксперты. По словам Широва, в настоящее время не хватает систематических и объемных данных о российском лесе, чтобы, в частности, аргументировано вести диалог с другими странами.

Так начальник Управления науки и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев рассказал, что для оценки потенциала поглощения двуокиси углерода (СО2) до недавнего времени использовались данные реестра, который устарел на 20-25 лет. Для обновления данных в 2020 году завершился первый цикл государственной инвентаризации лесов. Выяснилось, что общий запас древесины в лесах составляет 112 млрд кубометров, что на 36% больше, чем считалось ранее и входит в углеродную отчетность России. Как добавил Дмитриев, второй цикл государственной инвентаризации лесов, который начался в 2021 году, подсчитает объем накопленного углерода не только в древесине, но и в почве и лесной подстилке. Предварительная оценка - леса страны поглощают до 1,6 млрд тонн СО2 в год, что существенно выше данных ООН в 600 млн тонн.

Площадь лесов сокращается

В то же время научная программа "Космическая научная обсерватория углерода лесов России", которая ведется уже четвертый год, показала, что площадь российских лесов за последнее столетие сокращается, в первую очередь из-за пожаров. Как отметил главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Сергей Барталев, есть только узкая полоса на юге европейской части и Западной Сибири, где площадь лесов увеличивается, в основном за счет зарастания заброшенных сельскохозяйственных земель.

Между тем руководитель Центра устойчивого развития ВЭБ.РФ Иван Стариков напомнил, что существующие законы обязуют владельцев поросших лесом сельхозземель от этого леса избавляться. Как правило, те поступают наиболее простым способом - поджог. По его словам, чтобы избежать подобных случаев, необходимы поправки, которые узаконили бы лесоводство на землях сельхозназначения. "Площадь заброшенных сельхозземель в России, пригодных для выращивания леса, составляет около 76 млн гектаров. Даже с учетом госпрограммы по возврату 13 млн гектаров таких земель в сельскохозяйственный оборот, это колоссальный резерв и для продуктивного лесовыращивания и для разнообразных лесоклиматических проектов", - сказал Стариков.

Пилотный проект "Роснефти"

Борис Порфирьев также напомнил, что экологическая значимость лесов намного выше, чем просто поглощение углеродных единиц. "Проблема депонирующей способности лесов по углероду решается путем комплексного отношения к лесам как к величайшей ценности, которая обеспечивает гидрологический баланс, биоразнообразие, сохранение почвенного покрова. Есть набор из порядка двух с половиной десятков экосистемных услуг, которые оценены по разным категориям лесов", - сказал Порфирьев. "Лес имеет экологический потенциал, который только в одной из своих частей дает возможность стать поглотителем и накопителем углерода", - добавил Данилов-Данильян.

Бизнес такую точку зрения разделяет. Как отметила директор департамента экологической эффективности "Роснефти" Виктория Сапожникова, отечественный бизнес заинтересован в развитии климатического потенциала, так как он позволяет реализовать национальные конкурентные преимущества на глобальном уровне. К примеру, "Роснефть" рассматривает проекты по природному поглощению углерода как дополнительный рычаг в низкоуглеродной реализации проекта "Восток ойл". При этом Сапожникова подчеркнула, что такие проекты позволяют не только и не столько генерировать некие условные единицы сокращения выбросов парниковых газов, но и дают существенные дополнительные эффекты, в том числе для биоразнообразия и суммарного положительного воздействия на экосистемы.

Сама "Роснефть" совместно с правительством Красноярского края, с Рослесхозом, с Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом имени С. М. Кирова недавно начала разработку лесоклиматического проекта в Красноярском крае. Совокупный потенциал поглощения углекислого газа за счет комплекса лесохозяйственных мероприятий в рамках проекта может достигать 10 млн тонн СО2-эквивалента.

Как добавила Сапожникова, проект ориентирован и на более масштабные вещи. "На ряд мер и действий правового, инфраструктурного и институционального характера, которые позволили бы раскрыть потенциал поглощения не только в красноярском крае, но в целом в России", - пояснила она. В частности, по ее словам, совместно с учеными ведется разработка методологии реализации климатических проектов, которая может стать прообразом национальных стандартов в этой сфере.

О платформе "Чистое будущее"

Всероссийская экологическая онлайн-платформа "Чистое будущее" создана при поддержке крупного российского бизнеса и представителей ведущих академических институтов РФ: Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института океанологии РАН, Института проблем экологии и эволюции им. Северцева, Института географии РАН, Института океанографии, Института водных проблем РАН. 

Теги:
Россия