28 июня 2022, 15:00,
обновлено 28 июня 2022, 15:03

Госдума приняла во II чтении законопроект о контроле за деятельностью иноагентов

Антон Новодережкин/ ТАСС
В частности, он уточняет перечень иностранных источников

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Госдума на заседании во вторник приняла во втором чтении проект федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", обобщающий действующие нормы законодательства РФ об иноагентах и вводящий ряд новых положений.

Согласно инициативе, иностранным агентом предлагается считать лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и осуществляет политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.

Принятый во втором чтении документ устанавливает, что иноагентами могут быть признаны российские или иностранные юридические лица, общественные объединения, действующие без образования юридического лица, иностранные структуры без образования юридического лица, а также физические лица независимо от наличия или отсутствия у них гражданства. При этом органы публичной власти РФ, политические партии, госкорпорации и религиозные объединения не могут быть признаны иноагентами. Также иноагентами не могут быть признаны объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Проект закона также уточняет перечень иностранных источников. К ним будут относиться иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные источники без образования юридического лица. Граждане и юридические лица РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных или выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут считаться иностранными источниками.

Закон в случае принятия вступит в силу с 1 декабря этого года.

Реестры иноагентов и аффилированных лиц

Одной из принятых депутатами во втором чтении поправок предусматривается создание реестра физических лиц, аффилированных с иноагентами. Поправка дополняет законопроект статьей "Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами".

В статье уточняется, что аффилированным признается физическое лицо, входящее в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иноагентами, а также являющееся их учредителем, членом, участником, руководителем. Также аффилированным с иностранным агентом может быть признано физическое лицо, осуществляющее политическую деятельность и получающее денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На аффилированных с иностранными агентами лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов.

Принятым Госдумой в первом чтении законопроектом предполагалось создание единого реестра иноагентов (вместо существующих четырех), в который были бы также включены и сведения об аффилированных с ними лицах. Согласно поправке, теперь в таком реестре будут содержаться сведения об иноагентах, а также будет указана информация об основаниях приобретения такого статуса.

Вместе с тем документ предусматривает порядок исключения лиц из реестра иноагентов и прописывает основания для принятия такого решения. Так, лица, признанные иностранными агентами, могут быть исключены из реестра, если в течение года до подачи соответствующего заявления не получали материальную или иную помощь от иностранных источников.

Факт отсутствия помощи из-за рубежа установит Минюст в ходе внеплановой проверки. Основанием для исключения из реестра иноагентов также может стать решение Минюста, принятое в ходе проверки, о том, что иностранный агент в течение трех месяцев после попадания в реестр отказался от получения денежных средств и иной помощи от иностранных источников. Уточняется также, что основаниями для исключения иноагента из реестра могут быть прекращение деятельности общественного объединения или иностранной структуры без образования юридического лица, ликвидация юридического лица, смерть гражданина, признанного иноагентом.

Ограничения и запреты

Минюст РФ сможет направить запрос Роскомнадзору об ограничении доступа к сайту иностранного агента при нарушении им законодательства об иноагентах. Порядок взаимодействия Роскомнадзора с иностранными агентами и порядок ограничения и возобновления доступа к соответствующему информационному ресурсу, согласно документу, устанавливаются правительством РФ.

Кроме того, инициативой предлагается запретить иноагентам вести преподавательскую, просветительскую и воспитательную работу с несовершеннолетними в РФ, а также производить информационную продукцию для детей и подростков. При организации или проведении публичных мероприятий будет запрещено перечисление или получение денежных средств, а также передача или получение иного имущества от иностранных агентов. Как отметил ТАСС один из авторов законопроекта, глава думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, иноагенты также не смогут получать государственную финансовую поддержку и гранты, в том числе от Фонда президентских грантов.

Иноагентам также запретят быть инвесторами стратегических предприятий, которые важны для обороны и безопасности страны. По словам Пискарева, речь идет о компаниях, производящих вооружения и военную технику, работающих в сфере авиации и космонавтики, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых. Также иноагент не будет вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной, а также общественной экологической экспертизы. Кроме того, иностранному агенту будет запрещено "осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры".

Нарушение законодательства РФ об иноагентах повлечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.

Как отметила один из авторов проекта, член комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Мария Бутина, согласно инициативе, иноагенты смогут не использовать маркировку с указанием своего статуса в публикациях, не связанных с деятельностью в качестве иностранного агента. 

Теги:
Россия