НОВОСИБИРСК, 30 июня. /ТАСС/. Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) рассчитывают собрать первый самолет с системами короткого взлета и посадки "Партизан" к концу 2022 года, сообщил в четверг журналистам директор института Владимир Барсук.
"Мы заняты изготовлением "Партизана" - это будет биплан смешанной конструкции. На нем будут реализованы все системы, которые были испытаны в летающей лаборатории, которые были показаны на МАКС-2021 (Международный авиационно-космический салон - прим. ТАСС). Мы надеемся, что самолет будет готов в декабре этого года", - сказал он.
Барсук рассказал, что "Партизан" прошел также аэродинамические испытания. "Мероприятия, которые проведены нашими аэродинамиками по улучшению управляемостью летательным аппаратом на маленьких скоростях, привели к тому, что нам удалось обеспечить управляемый полет на углах атаки 60 градусов", - сказал он, добавив, что обычно самолет летает на углах атаки порядка 25-27 градусов.
В ближайшее время планируется начать испытания технологий для захода на посадку. "Для того, чтобы уложиться в технические требования, мы должны заходить на посадку на скорости 25-30 км/ч, самолеты нормально на этой скорости не летают. Это так называемые вторые режимы, близкие к сваливанию самолета в штопор. На этой границе нужно обеспечить заход на посадку и соответствующую управляемость", - рассказал Барсук.
Полные данные о прохождении летных испытаний уже готовой машины планируется получить в течение 2023 года.
О самолете
Самолет создается с 2019 года СибНИА по заказу Фонда перспективных исследований в рамках проекта "Разработка и летные испытания демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей", шифр "Партизан". На МАКС-2021 уникальная технология была представлена и поднялась в воздух на летающей лаборатории на базе самолета ТВС-2МС.
В техническом задании предусмотрено, что демонстратор самолета должен взлетать с площадки, которая штатно предназначена для вертолета Ми-8 - 50 на 50 метров с учетом ограничений на краях, то есть на границах может быть лес или другие препятствия. Основной идеей обеспечения сверхкороткого взлета и посадки в проекте "Партизан" является применение активного обдува крыла распределенной винто-моторной группой, которая представляет собой ряд электрических двигателей. Они и обеспечивают требуемую для взлета подъемную силу. Предполагается, что максимальная взлетная масса самолета составит 3 т 380 кг, он будет способен перевозить полезную нагрузку до 1 т на расстояние до 1 тыс. км.