10 июля 2022, 18:02,
обновлено 10 июля 2022, 20:35

Консорциум журналистских расследований опубликовал досье на Uber

AP Photo/ Eric Risberg

Расследование основано на попавших в распоряжение СМИ 124 тыс. конфиденциальных документов, электронных писем, счетов, презентаций и прочей документации, которой обменивались представители руководства Uber, правительственные чиновники и мировые лидеры почти в 30 странах

ВАШИНГТОН, 10 июля. /ТАСС/. Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал в воскресенье итоги своего расследования в отношении американской компании Uber.

"Проект Uber Files рассказывает о том, как <...> Uber врывалась на рынки по всему миру, как она использовала <...> методы уклонения, чтобы помешать [направленной против нее работе] регулирующих и правоохранительных органов по меньшей мере в шести странах, а также то, как она задействовала фалангу лоббистов, чтобы добиться расположения видных мировых лидеров с целью оказать влияние на законодательство и <...> избежать уплаты налогов", - говорится в публикации на сайте ICIJ.

Расследование основано на попавших в распоряжение СМИ 124 тыс. конфиденциальных документов, электронных писем, счетов, презентаций и прочей документации, которой обменивались представители руководства Uber, правительственные чиновники и мировые лидеры почти в 30 странах. Участие в журналистском проекте, инициированном ICIJ и британской газетой The Guardian, приняли более 40 СМИ из 29 стран. "Журналисты <...> изучили документы, чтобы впервые раскрыть внутреннюю историю хаотичной и агрессивной глобальной экспансии Uber в период с 2013 по 2017 год", - поясняет ICIJ.

Итоги расследования

Как пишет консорциум, проект "Uber Files показал, что компания использовала технологические ширмы, чтобы помешать работе следователей в Нидерландах, Бельгии, России, Болгарии, Дании, Испании и других странах". "Попавшая в СМИ переписка указывает на то, что основатель [компании] Трэвис Каланик, возглавлявший Uber, когда компания была самым дорогим стартапом в мире, лично руководил применением агрессивной тактики во время экспансии компании на мировом рынке. Она показывает, что Каланик рассматривал возможность использования случаев применения насилия в отношении водителей Uber во Франции как способа заручиться общественной поддержкой", - утверждается в сообщении. Представитель Каланика, покинувшего пост гендиректора Uber в 2017 году, заявил ICIJ, что Каланик никогда не предлагал использовать в интересах компании случаи применения насилия в отношении водителей, а также никогда не санкционировал каких-либо действий, которые препятствовали бы правосудию в той или иной стране.

По данным ICIJ, представители Uber также проводили встречи с различными политиками, чтобы попросить "об одолжениях, в том числе о прекращении расследований и изменении политики в отношении прав работников". В общей сложности журналисты обнаружили данные о более чем 100 встречах руководителей Uber с государственными чиновниками из 17 стран в период с 2014 по 2016 год, информация о некоторых из этих контактов не раскрывалась общественности. В частности, представители Uber встречались с Джо Байденом, когда тот занимал пост вице-президента США (с 2009 года по 2017 год). Кроме того, по данным ICIJ, Uber "завербовала целую группу бывших госслужащих", среди которых были экс-советники занимавшего с 2009 по 2017 год пост президента США Барака Обамы, которые призывали власти к прекращению расследований, изменению политики в отношении работников, разработке новых законов, регулирующих работу такси и смягчению требований к проверке водителей.

Ответ Uber

Пресс-секретарь Uber Джилл Хазелбейкер в комментарии для ICIJ признала наличие "ошибок" и "неверных шагов", допущенных компанией в прошлом. При этом Хазелбейкер подчеркнула, что Uber полностью изменила свою работу в 2017 году после громких судебных исков и расследований, который привели к отставке Каланика и других руководителей высшего звена.

"Когда мы говорим, что Uber сегодня это другая компания, мы действительно имеем в виду именно это: 90% нынешних сотрудников Uber присоединились [к компании] после того, как [ее] возглавил Дара (Дара Хосровшахи является генеральным директором Uber с 2017 года - прим. ТАСС). Мы не оправдывали и не будем оправдывать прошлое поведение, которое явно не соответствует нашим нынешним ценностям", - заявила Хазелбейкер. При этом она отвергла заявления о том, что компания каким-либо образом потворствовала насилию в отношении водителей такси.

О компании

Uber - онлайн-сервис автомобильных перевозок, позволяющий через приложение на мобильном телефоне воспользоваться услугами водителей частных автомобилей. Компания со штаб-квартирой в Сан-Франциско (штат Калифорния) была основана предпринимателями Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году. Сейчас Uber действует более чем в 10 тыс. городов в десятках стран.

За свою историю компания неоднократно оказывалась в центре различных скандалов и разбирательств. Так, череда скандалов предшествовала и отставке Каланика в 2017 году. В частности, две экс-сотрудницы Uber тогда обвинили своих бывших руководителей в домогательствах. Каланик после этого обещал, что фирма проведет тщательное расследование. Впоследствии фигурантом скандала стал уже сам Каланик - в интернете появилась видеозапись, на которой видно, как он вступает в перепалку с одним из водителей. Последний утверждал, что руководство компании забирает себе слишком большой процент от заработка таксистов, на это Каланик отреагировал в довольно грубой форме. После этого гендиректор опубликовал видео, в котором принес извинения за свое поведение.

В разное время Uber упрекали в взвинчивании цен, нарушении прав работников, другие таксисты в разных городах мира неоднократно проводили акции протеста, обвиняя Uber в недобросовестной конкуренции. В 2017 году в СМИ также появилась информация, согласно которой компания в течение нескольких лет использовала специальное программное обеспечение Greyball, которое с помощью специальных алгоритмов и анализа данных определяло, может ли тот или иной пользователь мобильного приложения Uber быть как-то связан с представителями властных структур. Таким образом, водители могли игнорировать запросы на вызов такси от таких лиц в тех городах и штатах, где деятельность Uber запрещена или ограничена. Компания позднее признала, что действительно пользовалась Greyball, однако утверждала, что эта программа направлена на борьбу с недобросовестными клиентами, нарушающими правила предоставления услуг, а не на обман властей. 

Теги:
США