14 июля 2022, 19:23

Эксперт: до 40% калининградских компаний простаивают из-за ограничений автотранзита

Проблема автомобильного транзита напрямую затрагивает порядка 15-18 тыс. работников около 1 тыс. автотранспортных предприятий региона

КАЛИНИНГРАД, 14 июля. /ТАСС/. Ограничения на автомобильный транзит грузов с основной территории РФ в Калининградскую область поставили в ситуацию простоя от 30% до 40% транспорта региональных автотранспортных компаний, задействованных в международных перевозках. Такое мнение высказал ТАСС председатель общественного совета при министерстве развития инфраструктуры области, которое занимается вопросами транспорта, генеральный директор компании-перевозчика "Рустранссервис" Леонид Степанюк.

Литва в июне прекратила пропуск грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали в Калининградскую область из других регионов РФ грузовым автотранспортом и по железной дороге. Российские власти назвали эти ограничения незаконными. В среду Еврокомиссия дала разъяснения по транзиту в Калининград, согласно которым сохраняется запрет на транзит товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, при этом снимаются ограничения на транзит для железнодорожного транспорта при соблюдении контроля за грузами.

"Сам факт, что железнодорожный вопрос решился, конечно, очень отрадно для области. Это крайне важно, потому что все грузы, которые важны для Калининграда, для его жизнедеятельности, главным образом, конечно, шли по железной дороге. Но сегодня в комментарии нашего губернатора Антона Андреевича Алиханова прозвучала цифра - 700 тыс. тонн [в год] - это те грузы, которые не разрешены к перевозке автомобильным транспортом. Сейчас машины, которые возили эти грузы, вынуждены стоять. По моим оценкам, это где-то, возможно, почти половина транспорта [калининградских компаний] сейчас по этой причине не обеспечена грузом", - сказал Степанюк.

Проблема автомобильного транзита напрямую затрагивает порядка 15-18 тыс. работников около 1 тыс. автотранспортных предприятий Калининградской области, в чьем парке находится суммарно 9 тыс. грузовых автомобилей. В целом по России в западном направлении работали порядка 45 тыс. машин, значительная часть этого транспорта также затронута ограничениями автомобильного транзита. Проблему нужно решать на федеральном уровне, подчеркнул собеседник ТАСС.

Альтернативой перевозкам санкционных грузов, которые транспортировались автотранспортом, могут стать паромы, но такие перевозки будут дороже, отметил собеседник агентства. Кроме того, паромы, которые курсируют по линии Усть-Луга - Балтийск, - железнодорожные и не вполне приспособлены для перевозки автомобильных грузов. "Ситуация достаточно сложная. Многие предприятия, в том числе и мое, находятся в подвешенном состоянии, мы озадачены тем, каким образом ее решать", - пояснил гендиректор "Рустранссервиса".

Европейские перевозчики при этом не ограничиваются в праве перевозки грузов по территории РФ, в том числе в Калининград. При цены перевозок зарубежными компаниями "в пять раз выросли по сравнению с ценой, за которую мы (российские компании - прим. ТАСС) возим", заметил собеседник агентства. Учитывая позицию, которую заняла Литва, ответной мерой могли бы стать ограничения на грузовые перевозки в Россию зарубежными перевозчиками. Это, как отметил Степанюк, могло бы обеспечить работой российских международных перевозчиков и снизить стоимость услуги в два-три раза. Механизмом могло бы стать создание перегрузочных пунктов на границе, где грузы, которые перевозят по своей территории европейские перевозчики, передавались бы российским операторам. "Пускай они везут по своей территории, а мы будем везти по своей", - сказал он, заметив, что таким образом проблема решена в Белоруссии.

Позиция областных властей

Власти Калининградской области просчитывают последствия от запрета автотранзита в область и будут добиваться его снятия. При сохранении этих ограничений можно будет применить предложения по ответным мерам, которые "остаются на столе", отметил в эфире телеканала "Россия-24" губернатор региона Антон Алиханов. По его словам, значительная часть грузов - 500-700 тыс. тонн в год - до сих пор подпадает под ограничения из-за запрета на транзитные автомобильные грузовые перевозки. Литва же пропускает всего семь-восемь машин в час через многосторонний автомобильный пункт пропуска "Чернышевское", хотя "объем грузовиков исчисляется сотнями в день". Выйти на нужный уровень можно благодаря открытию нового автомобильного пункта пропуска "Дубки", он уже введен в строй с российской стороны, но литовская сторона пока его не открыла.