17 августа, 14:51,
обновлено 17 августа, 15:15

Власти Калининградской области хотят "застраховаться" от действий Литвы по транзиту

Руководитель пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков заявил, что все санкционные грузы будут перевозить по морю

ТАСС, 17 августа. Власти Калининградской области, развивая морскую линию, соединяющую регион с основной территорией РФ, хотят обеспечить гарантированные поставки в область всех необходимых товаров вне зависимости от действий Литвы. Об этом сообщил в среду в эфире телеканала "Соловьев Live" руководитель пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков.

"Мы хотим застраховать себя от возможного, скажем так, волюнтаризма со стороны литовских властей, поскольку последние месяцы показали, что их действия не только непредсказуемы, скажем так, вообще, ну и, может быть, да не обидятся литовцы, мало адекватные уже", - сказал Лысков.

Литовская железная дорога порядка 60% своих доходов получает от калининградского транзита, отметил Лысков. Остается вопрос, что будет делать эта магистраль после того, как калининградский грузовой транзит уйдет с нее, заметил он. По его словам, вызывают недоумение и другие новеллы литовской стороны, в том числе с сопровождением поездов, следующих в Калининград, литовскими вертолетами, с учетом того, что их обслуживают бригады литовских железнодорожников.

"Мы бы, конечно, в идеале хотели бы, чтобы все вернулось на круги своя, и мы спокойно продолжили бы заниматься развитием экономики, строительством новых заводов, предприятий, туризмом и прочим. Но в текущих условиях мы вынуждены заботиться об интересах более 1 млн граждан РФ, которые проживают на территории Калининградской области. Перекладывать ответственность на столь ненадежного <…> партнера, коим является литовское руководство, мы не можем. Поэтому мы, не дожидаясь, чем закончится эпопея с литовским железнодорожным транзитом, <…> перебрасываем те самые санкционные грузы уже точно на море, ну и все остальные, скорее всего тоже", - отметил руководитель пресс-службы калининградского правительства.

Он подчеркнул, что область хочет гарантировать стабильную доставку грузов в регион. "Мы сейчас работаем активно вместе с коллегами из федерального правительства над тем, чтобы как можно быстрее нарастить наши, скажем так, паромные мощности, но не только паромные, а в целом морские мощности, поскольку грузы можно возить не только паромами, но и сухогрузами, танкерами и другой номенклатурой судов. Сейчас у нас уже девять судов на линии, в ближайшее время будет 12, в начале сентября к нам приходит огромный новый паром ("Генерал Черняховский" - прим. ТАСС), который сейчас достраивается", - сказал он. Это, наряду с субсидированием паромных перевозок, дает региону возможность рассчитывать, что проблем с транзитом в Калининград в ближайшее время не будет вне зависимости от позиции Литвы.

Необходимости в создании собственного морского перевозчика региональные власти пока не видят, добавил представитель пресс-службы. "Мы пока об этом не думаем, в части создания какого-то единого морского перевозчика, поскольку это достаточно сложный бизнес, и на текущий момент на рынке из-за решения Евросоюза о том, что российские суда больше не могут заходить в европейские порты, образовалась огромная, собственно, простаивающая мощность кораблей, которые просто стоят в портах и никуда сейчас не ходят. Они потихоньку сейчас выходят на линии либо Усть-Луга - порт Балтийска, либо порт Бронка в Санкт-Петербурге - порт Калининграда и, соответственно, прекрасно замещают эти мощности", - сказал он, отметив, что, по его мнению, создание новой компании для этих целей было бы избыточным. Губернатор области Антон Алиханов ранее сообщал, что в целом, чтобы заместить наземный транзит в регион, потребуется порядка 22 судов различных классов.

Проблемы транзита

В июне власти Литвы уведомили администрацию Калининградской области о том, что страна прекращает пропуск грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали с основной территории РФ в регион грузовиками и по железной дороге. Российские власти назвали эти ограничения незаконными. В июле Еврокомиссия указала, что железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область не должен подпадать под ограничения при условии контроля за ним при перевозке. Ограничения на транзит грузов автотранспортом при этом были сохранены.

Позднее коммерческий Šiaulių bankas, через который шла оплата транзита в Калининград, сообщил, что с 1 сентября в условиях санкций ЕС против РФ прекращает все операции с российскими клиентами. 28 июля российская сторона вручила Литве ноту из-за банковских проблем с калининградским транзитом. 11 августа представитель Еврокомиссии Ариана Подеста заявила, что операции коммерческих банков по расчетам за калининградский грузовой транзит через Литву не нарушают режима санкций. Как отметила Подеста, литовские инстанции обладают достаточной компетенцией, чтобы убедить банки в том, что финансовые операции, связанные с железнодорожным транзитом, не находятся под запретом. 16 августа министерство коммуникаций и транспорта балтийской республики сообщило, что литовские коммерческие банки могут в порядке исключения принимать платежи за грузовой железнодорожный транзит через территорию Литвы в Калининградскую область.