22 августа 2022, 14:35

Бизнес в России поддержал введение обязательной маркировки БАД

Эксперимент по маркировке БАД к пище начался на территории страны в мае 2021 года и должен завершиться 31 августа

МОСКВА, 22 августа. /ТАСС/. Включение биологически активных добавок (БАД) в систему маркировки "Честный знак" позволит потребителям быть уверенными в качестве товара, а также самостоятельно проверять всю информацию о нем через электронный сервис. Об этом заявили крупнейшие в России производители БАД, отметив, что поддерживают предложение Минпромторга по включению БАД в систему "Честный знак" и готовы начать цифровую маркировку в указанные в проекте постановления правительства сроки.

"Мы готовы в кратчайшие сроки приступить к маркировке продукции в промышленных масштабах в соответствии с решениями правительства РФ. Внедрение Национальной системы прослеживаемости товаров в целом позволит потребителям быть уверенным в качестве и лицензионной чистоте приобретаемых товаров, обеспечит возможность проверки каждому покупателю всех данных по товару с использованием приложения "Честный знак", - сказал начальник управления логистики "СОЛГАР Витамин" Анатолий Стельмах.

В "Фармстандарте" также отметили, что уже подобрали и протестировали необходимые технические решения. "Предприятия группы компаний "Фармстандарт" работают с системой "Честный знак" по маркировке лекарственных препаратов. Мы включились в проект маркировки еще на стадии эксперимента <…> Сейчас мы готовимся к введению обязательной маркировки БАД и планируем и далее использовать уже зарекомендовавшее себя программное решение. <…> На наш взгляд, маркировка биологически активных добавок позволит обеспечить потребителю гарантию подлинности продукта и качества, заявленного производителем", - рассказали в пресс-службе компании.

В "Эвалар" отметили, что необходимость внедрения цифровой маркировки БАД связана с ростом доли небезопасной продукции на рынке. По словам председателя совета директоров компании Наталии Прокопьевой, которую цитирует пресс-служба, в последнее время вырос объем продукции, которая распространяется посредством электронной коммерции под видом БАД, но таковой не является. В большинстве своем эти товары не имеют государственной регистрации в качестве БАД к пище и ввозятся по декларациям соответствия, что является нарушением законодательства, когда речь идет о категории БАД, подчеркнула Прокопьева.

"В составе таких продуктов встречаются и запрещенные для использования в составе БАД субстанции, бесконтрольный прием которых создает угрозу здоровью. Подобная ситуация ведет к дискредитации целой категории продукции, имеющей большое значение для сохранения здоровья общества", - отметила председателя совета директоров "Эвалар". По ее словам, внедрение маркировки на основании обязательного свидетельства о государственной регистрации в качестве БАД к пище обеспечит прослеживаемость продукта и станет важной гарантией ее качества и безопасности для потребителей.

О маркировке БАД

Минпромторг РФ предложил внедрить цифровую маркировку для БАД с 1 марта 2023 года. С этого момента регистрация в национальной системе "Честный знак" для участников оборота БАД станет обязательной. С 1 апреля производители будут обязаны наносить цифровые коды маркировки на каждую единицу продукции. Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) сообщил, что Национальная система цифровой маркировки товаров "Честный знак" будет готова к началу маркировки БАД в соответствии с предложенными Минпромторгом сроками.

Эксперимент по маркировке БАД к пище начался на территории России в мае 2021 года и должен завершиться 31 августа 2022 года. Однако Минпромторг уже разработал и внес в правительство РФ проект постановления о продлении эксперимента до 28 февраля 2023 года, чтобы обеспечить отрасли максимально плавный переход к новым требованиям.

Как рассказали в ЦРПТ, к пилотному проекту присоединилось более 1 600 компаний, которые занимаются оборотом БАД. Из них более 1 000 - представители оптового и розничного звена, 153 - производители, 149 - импортеры, в том числе "Эвалар", Amway, "Гербалайф", Solgar, "Фармстандарт", Stada, Queisser Pharma.

Всего за время эксперимента промаркировано более 2,2 млн упаковок БАД и создано почти 1,5 тыс. карточек товаров в национальном каталоге. Сейчас в него возможно включать информацию о товарах, получивших свидетельство о госрегистрации в России, Армении, Казахстане и Белоруссии.

В пресс-службе ЦРПТ добавили, что в рамках эксперимента рассматривается возможность взаимодействия "Честного знака" с ФГИС ВетИС Россельхознадзора. Это позволит в автоматизированном режиме сверять объемы использованного для производства БАД сырья и выпущенной продукции и в последствие проверять производителей, у которых выявлены несоответствия.

Незаконный оборот БАД

Доля незаконного оборота БАД в России составляет почти 60%, отметили в ЦРПТ со ссылкой на данные исследования Высшей школы экономики. "Эксперты НИУ ВШЭ уверены, что введение цифровой маркировки в этом сегменте позволит сократить "серый" рынок на 50% и приведет к увеличению доходов легальных производителей до 2,2 млрд рублей в год", - заявили в пресс-службе.

Национальная система цифровой маркировки вводится в России с 2019 года. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них. 

Теги:
Россия