23 августа 2022, 08:11,
обновлено 23 августа 2022, 15:44
Статья

"Яндекс" после сделки сосредоточится на поисковой системе, при этом контент-платформы "Дзен" и "Новости" достанутся VK

Дмитрий Рогулин/ ТАСС

МОСКВА, 23 августа. /ТАСС/. Компании "Яндекс" и VK достигли соглашения о сервисах "Дзен" и "Новости". "Яндекс" получит сервис по доставке еды из ресторанов Delivery Club и после сделки сосредоточится на поисковой системе, при этом контент-платформы достанутся VK.

"VK и "Яндекс" подписали обязывающие документы о сделке. Согласно условиям VK станет собственником контентных платформ "Дзен" и "Новости" и передаст "Яндексу" сервис по доставке готовой еды и продуктов Delivery Club, который VK консолидирует в ходе реструктуризации "О2О Холдинг" - совместного предприятия VK и "Сбера", - говорится в сообщении VK.

Закрытие обеих сделок запланировано до конца 2022 года после получения регуляторных одобрений.

ТАСС собрал основное о параметрах сделки и изменениях для пользователей.

Что изменится для пользователей

  • "Яндекс" планирует сделать своей основной страницей минималистичный сайт ya.ru, ядром которого станет поисковая строка. Сайт также будет основной точкой входа в почту и другие сервисы компании, включая личный кабинет пользователя Яндекс ID. Кроме того, компания выпустит для Android новое приложение "Яндекс" с "Алисой".
  • Бывшая главная страница "Яндекса" под брендом "Дзен" переедет на сайт dzen.ru.
  • Приложение "Яндекса" для Android будет называться "Яндекс Старт" и будет работать как браузер. Приложение для iOS перестанет поддерживать "Дзен" и Новости".

В чем суть сделки

  • VK приобретает 100% сервиса Delivery Club (до 2% акций оставались у Rambler Group и GHP Group) и выходит из состава участников владевшего 98,1% акций сервиса совместного со "Сбером" "О2О Холдинга".
  • Затем Delivery Club планируется передать "Яндексу". При этом сервис продолжит работать под собственным брендом. Директор "Яндекс Еды" Роман Маресов отметил, что планируется соединить Delivery Club с инфраструктурой "Яндекс Еды" и "Лавки", "чтобы сделать доставку еды, продуктов и повседневных товаров по-настоящему ежедневным сервисом, каким сегодня стал сервис такси".
  • В обмен на сервис доставки "Яндекс" передаст VK блог-платформу "Дзен" и агрегатор СМИ "Новости". VK получит права на товарные знаки и технологии этих ресурсов. При этом сервис "Дзен" сохранит действующие инструменты монетизации контента для авторов.
  • Сделку планируется завершить до конца 2022 года. При этом источник ТАСС отметил, что ее закрытие займет до двух месяцев в зависимости от решения ФАС.

Оценки экспертов

Как отметил в беседе с ТАСС директор Регионального общественного центра интернет-технологий Рустам Сагдатулин, участвующие в сделке компании перераспределили активы в соответствии со своим позиционированием на рынке и реально выполняемыми функциями. "Они передали направления тем, кто имеет больший опыт в работе по ним, что поможет как компаниям, так и самим сервисам. Положительный эффект от этих изменений однозначно будет виден всем, в том числе простым пользователям", - сказал он. Однако, по мнению эксперта, что касается негативных последствий от сделки, то у сервисов могут сложиться доминирующие позиции по ряду направлений.

"Видно, что "Яндекс" определился со своим рыночным позиционированием в качестве технологической корпорации, не занимающейся бизнесом, связанным с медиа. В структуре выручки "Яндекса" медиасервисы играют незначительную роль по сравнению с другими бизнесами", - сказал Сагдатулин.

Также эксперт напомнил, что "ВКонтакте", в отличие от "Яндекса", входит в перечень отечественных социально значимых информационных интернет-ресурсов, доступ к которым для абонентов интернет-провайдеров бесплатен. "Таким образом, у большего числа российских граждан может появиться доступ к информации из "Новостей" и "Дзена", что, возможно, даст дополнительный приток трафика для СМИ, если не будут изменены основные принципы и алгоритмы формирования новостей и работы со СМИ", - добавил он.

По мнению директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, в целом логично, что компании концентрируют в своих руках профильные сервисы, которые приносят им основной доход. "Яндекс" оставляет за собой преимущество, в частности, в поиске и доставке. Профильной областью VK является контент, а "Дзен" с "Новостями" дополняют уже существующую обширную экосистему контентных сервисов компании", - отметил он.

Собеседник агентства пояснил, что "Яндекс" планирует оставаться в глобальном цифровом мире и развивать свои сервисы не только в России. Так, часть направлений, ориентированных в том числе и на глобальный рынок, может развиваться в уже существующих или новых подразделениях за границей. В частности, как напомнил Плуготаренко, сообщалось о развитии разработок автономного транспорта за границей. "У "Яндекса" уже есть сложившаяся экосистема со своими сервисами. С передачей "Новостей" и "Дзена" компания сможет сконцентрироваться на технологических вопросах, и окончательный выход из "новостного" бизнеса выглядит обдуманным шагом и логичным развитием событий", - отметил эксперт.

В свою очередь, VK сможет больше сконцентрироваться на соцмедиа и станет "главным" по социальным сетям в России. "VK получает новые релевантные кусочки пазла для собственной экосистемы сервисов - социальные сети, и контент, и новости, и медиа", - добавил Плуготаренко.

Собеседник заметил, что "переезд" "Дзена" и "Новостей" на VK логичен, исходя из того, как развивается компания. Поскольку "Дзен" активно развивается как видеосервис, значит, VK сможет объединить "VK Клипы" и "VK Видео", а также блогерскую базу "Дзена". "Это поможет расширить пользовательскую базу и аудиторию "Дзена", а компаниям не придется конкурировать за одну и ту же аудиторию", - считает Плуготаренко.

Вместе с тем, с уходом "Дзена" и "Новостей" "Яндекс" не отказывается от всех своих медиапродуктов, заметил глава РАЭК. "Из "медийного" "Кинопоиск" и другие важные сервисы останутся в экосистеме "Яндекса". Люди смогут привычным образом продолжить пользоваться сервисами экосистемы по единой подписной модели. Точкой входа в экосистему станет ya.ru c адресной строкой, погодой, курсом валют, пробками, Алисой и входом в "Яндекс ID", - сказал он.

По мнению эксперта, теперь "Яндекс" будет концентрироваться и привлекать аудиторию за счет других своих сервисов. Кроме того, поисковая строка "Яндекса" останется и на странице yandex.ru, таким образом, основная аудитория "Дзена" и "Новостей" у "Яндекса" сохранится.

История обмена

В апреле 2022 года VK и "Яндекс" подписали соглашение об условиях сделки по продаже сервисов "Яндекс.Новости" и "Дзен". Тогда сообщалось, что для совершения сделки стороны должны получить все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая ФАС. В начале июля текущего года стало известно, что VK и "Сбер" ведут переговоры о продаже сервиса доставки готовой еды Delivery Club. Компании, по данным источников, обсуждали варианты сделки по Delivery Club. Один из них и предполагал передачу сервиса "Яндексу" в рамках сделки по продаже "Дзена" и "Новостей". 

Теги:
Россия