МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. "Яндекс", VK и Сбер после заключения соглашения о перераспределении активов будут и дальше придерживаться своей стратегической цели - концепции глобальных экосистем. В то же время активы компаний, оказавшиеся "непрофильными" после перераспределения, могут столкнуться с недостаточным финансированием и другими проблемами, считают опрошенные ТАСС эксперты.
"Крупные компании не отказываются от концепции "глобальных экосистем". Этот путь развития - их стратегическая цель, к которой они идут в долгосрочной перспективе", - полагает независимый финансовый советник, партнер сервиса "Советники Винвестора" Иван Капустянский. По мнению сооснователя Vinci Agency Александра Изряднова, подписантам соглашения потребуются средства, чтобы развиваться, сохраняя такую концепцию. В то же время необходимые для поддержания концепции финансовые ресурсы ограничены актуальными рыночными условиями, уверен он.
Согласно условиям сделки, VK выходит из состава участников совместного со Сбером "О2О Холдинга". "Все непрофильные активы столкнутся с недостаточным финансированием, что приведет к стагнации качества. Для того, чтобы "Самокат" (онлайн-ретейлер, входит в "О2О Холдинг" - прим. ТАСС), привозил продукты за пять минут, нужны соответствующие ресурсы, а когда компания начинает экономить, проблематично поддерживать клиентский сервис на прежнем уровне. Ровно как и в случае "Ситидрайва" (сервис каршеринга, также входит в холдинг - прим. ТАСС) - ограниченные финансы вряд ли позволят регулярно обновлять автопарк, что напрямую скажется на клиентском опыте: снизится качество предоставляемого сервиса", - считает Изряднов.
В случае с каршерингом Изряднов прогнозирует как минимум отток пользователей - их запросы связаны с состоянием автомобиля, а поддерживать машины в адекватном состоянии со временем станет труднее. "Ограничения и сокращения могут коснуться и бонусных программ, например, [программы лояльности] "СберСпасибо". Эта программа была тесно интегрирована во множественные экосистемные проекты Сбера, а с их закрытием или продажей возможности накопления бонусов снижаются. И эта история становится невыгодной как и для компании, так и для потребителя", - добавил он. Изряднов добавил, что Сбер может следовать политике отказа от побочных проектов, делая больший упор в сторону профильных IT-решений.
По мнению Капустянского, компании оптимизируют свои бизнес-процессы, избавляясь от непрофильных и малодоходных активов и "финансово оздоравливаясь".
Доминирование на рынке
Оба эксперта отмечают, что компании, подписавшие условия сделки, могут стать доминирующими игроками в своих сферах деятельности. "У клиентов резко сужается выбор, и "Яндекс.Еда" сможет диктовать любые цены на доставку и вводить любые дополнительные сборы. Этот шаг мало оценит и сегмент МСП: монополия "Яндекса" на рынке доставки убивает возможности для локальных сервисов, которым придется подстраиваться под потенциально невыгодные условия", - считает Изряднов.
"После объединения двух компаний "Яндекс" фактически будет монополистом на рынке доставки готовой еды с долей более 70%. Следующим крупнейшим игроком является "Додо пицца", которая занимается доставкой из собственных ресторанов", - подытожил Капустянский.
Последствия для кадров
Заключение сделки также отразится на кадровой составляющей сервисов "Яндекс.Еда" и Delivery Club, уверены эксперты. Так, Изряднов считает, что получившая решающую долю на рынке компания-монополист сразу же перестроит его под себя - это изменит ценовую и кадровую политику, а также перестроит отношения с партнерами. "Это чревато последствиями: грядущее объединение обязывает курьеров жить в парадигме "все или ничего", когда больше не будет должного предложения на рынке труда. Поэтому тут можно говорить о потенциальном кадровом дефиците: сегменты МСП не смогут предоставить сопоставимое количество рабочих мест с тем, какие объемы предлагает объединенная компания "Яндекс.Еды" и Delivery Club", - считает он.
Капустянский прогнозирует, что условия работы курьеров после сделки ухудшатся незначительно. Он привел в качестве подтверждения ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", регулирующий отношения работодателя и работника. "В случае его постоянного нарушения со стороны объединенных Delivery Club и "Яндекс.Еды" и большого количества жалоб со стороны курьеров надзорные органы будут вынуждены реагировать и урегулировать вопрос", - сказал он. При значительном же ухудшении условий труда может сформироваться стабильный кадровый голод, отметил Капустянский. В то же время потребность в курьерах в отдельных местах может уменьшиться - сделка по объединению сервисов доставки даст для этого мощный эффект за счет перехода на единую ИТ-платформу и штат доставщиков.
Эффект для Сбера от расхода с VK
Что касается выхода VK из состава участников совместного со Сбером "О2О Холдинга", то Изряднов отметил, что это решение пойдет на пользу обеим сторонам процесса. Проблема Сбера и VK заключается в том, что различия в их бизнес-стратегиях не позволяют создать "идеальный мэтч". Это была попытка соединить несоединимое, так как речь идет про две большие структуры со своими правилами и элементами бизнеса, которые формировались долгий промежуток времени", - сказал он.
Клиентам и партнерам компаний теперь станет проще взаимодействовать с ними - за каждым проектом закрепится отдельное ответственное лицо. "Расход Сбера и VK принесет лишь облегчение обеим сторонам процесса и сэкономит большое количество средств. <...> Будет понятно, кто во что инвестирует", - заключил Изряднов.
Эффект для VK от сделки с "Яндексом"
"Данная сделка повлияет на бизнесы обоих игроков. Безусловно, приобретение VK "Новостей" и "Дзена" расширяет и открывает новые возможности для создания и развития рекламных инструментов и позволяет нарастить и дифференцировать аудиторию", - считает генеральный директор компании ICJI Алексей Калачев. Каким образом будет развиваться трафик, и что с ним будет происходить, по мнению эксперта, зависит от того, сможет ли VK развивать сервис, привлекательный для авторов, чтобы они продолжали создавать интересный контент и при этом реализовывать рекламные проекты.
О сделке
Компании "Яндекс" и VK 23 августа достигли соглашения относительно сервисов "Дзен" и "Новости". "Яндекс" получит сервис по доставке еды из ресторанов Delivery Club и после сделки сосредоточится на поисковой системе, при этом контент-платформы достанутся VK.
Согласно условиям сделки, VK приобретает 100% сервиса Delivery Club (до 2% акций оставались у Rambler Group и GHP Group) и выходит из состава участников владевшего 98,1% акций сервиса совместного со Сбером "О2О Холдинга".
Затем Delivery Club планируется передать "Яндексу", при этом сервис продолжит работать под собственным брендом. Директор "Яндекс.Еды" Роман Маресов отмечал, что планируется соединить Delivery Club с инфраструктурой "Яндекс.Еды" и "Лавки", "чтобы сделать доставку еды, продуктов и повседневных товаров по-настоящему ежедневным сервисом, каким сегодня стал сервис такси". В обмен на сервис доставки "Яндекс" передаст VK блог-платформу "Дзен" и агрегатор СМИ "Новости". VK получит права на товарные знаки и технологии этих ресурсов.
Сделку планируется завершить до конца 2022 года. Федеральная антимонопольная служба 30 августа уже одобрила ходатайства с предписаниями по проведению сделки об обмене сервисами между VK и "Яндексом".