МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Банк России выявил новую уловку банков при заполнении онлайн информации пользователем на кредит, которая нарушает закон о потребкредите. Об этом в четверг со ссылкой на выступление на банковском форуме в Казани замруководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Сергея Колганова сообщают "Известия".
Как уточнил газете Сергей Колганов, при заполнении заявки на потребительский кредит после онлайн информации о дополнительных услугах, чаще всего это страхование жизни и здоровья, следует кнопка "Далее". Когда клиенты нажимают ее, то таким образом автоматически выражают согласие на услугу, которое не является осознанным. Представитель ЦБ отметил, что эта уловка является прямым нарушением Федерального закона 353 (закон о потребкредите), который предусматривает требование о получении согласия клиента.
"Для принятия той или иной дополнительной услуги потребитель должен выразить волеизъявление. Для этого он должен ознакомиться с содержанием этой услуги, а потом согласиться или отказаться. Если он просто нажимает на кнопку "Далее", то это не является осознанным потребителем действием, которым он подтверждает согласие", - рассказал Колганов. Он также добавил, что регулятор намерен пресекать такие практики.
В Центробанке "Известиям" заявили, что некоторые виды недобросовестных практик, такие как проставление кредитором за заемщика отметки о согласии с дополнительной услугой, прямо запрещены законом. " Когда мы выявляем такие факты, то используем все доступные Банку России меры воздействия - от рекомендаций до штрафов", - отметили в ЦБ.
Партнер КА "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская уточнила "Известиям", что в соответствии с законодательством ЦБ может воздействовать на банки-нарушители разными способами: от штрафов и выдачи предписаний об устранении нарушений до приостановления определенных видов банковской деятельности. "А упорство в нарушении предписаний Центробанка может привести и к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности", - отмечает юрист. Она также добавила, что проблема с незаконным получением согласия банками является серьезной проблемой, поскольку существуют случаи, когда заемщики после дистанционного оформления заявки на кредит узнают, что долг увеличился почти вдвое за счет оформления страховки. Пользователи могут отказаться от навязанной услуги, но тогда резко вырастает ставка на кредит. Светлана Тарнопольская также добавила, что формально требование об информировании может быть соблюдено, но в результате заемщик не замечает, когда это было сделано.