26 октября 2022, 12:18,
обновлено 26 октября 2022, 12:27

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2023-2025 годы

Здание Государственной думы РФ. Антон Новодережкин/ ТАСС
Здание Государственной думы РФ

Как отмечается в заключении Счетной палаты, наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, направят на социальную политику

МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета РФ на 2023 и плановый период 2024-2025 годов.

В соответствии с проектом документа, расходы бюджета РФ составят 29 трлн рублей в 2023 году, 29,4 трлн рублей в 2024 году и 29,2 трлн рублей в 2025 году. Доходы составят 26,1 трлн рублей в 2023 году, 27,2 трлн рублей в 2024 году и 27,9 трлн рублей в 2025 году. Дефицит, согласно прогнозам, в 2023 году составит 2% ВВП (или около 3 трлн рублей), закрыть его предполагается преимущественно за счет заимствований. При этом ожидается, что дефицит бюджета будет постепенно сокращаться - до 0,7% в 2025 году.

В основу проекта бюджета был заложен базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ на 2023-2025 годы, который предполагает постепенное снижение цен на нефть российской экспортной марки Urals (с $80 за баррель в 2022 году до $65 в 2025 году), умеренное ослабление курса рубля (с 68,1 до 72,2 рубля за доллар) и возвращение к целевому значению по инфляции - 4% - уже по итогам 2024 года (с 12,4% в 2022 году). Также, согласно базовому варианту прогноза, российская экономика перейдет к восстановительному росту в начале 2023 года, а по итогам 2024 года большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал и показатели уровня жизни населения, превысят в сопоставимых ценах докризисные значения.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается на 1 января 2024 года в объеме 20,697 трлн рублей, на 1 января 2025 года - 22,804 трлн рублей, на 1 января 2026 года - 24,994 трлн рублей. Верхний предел государственного внешнего долга устанавливается на 1 января 2024 года в объеме $66,6 млрд (€63,4 млрд), на 1 января 2025 года - $68,1 млрд (€63,1 млрд), на 1 января 2026 года - $68,0 млрд (€61,2 млрд). Уровень инфляции в 2023 году не превысит 5,5%; в 2024 году - 4,0%; в 2025 году - 4,0%.

Объем Фонда национального благосостояния, по прогнозу, в 2023 году составит 8,987 трлн рублей (6% ВВП); в 2024 году - 6,252 трлн, рублей (3,9% ВВП), в 2025 году - 5,947 трлн рублей (3,5% ВВП).

Самые большие расходы - на социальную политику

Динамика основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ на 2023-2025 годы характеризуется снижением доли доходов в ВВП к 2025 году по сравнению с 2022 годом с 35,7% до 34,3% и расходов - с 36,6% до 34,8%. Дефицит бюджетов бюджетной системы РФ планируется в 2023 году с увеличением более чем в два раза по сравнению с оценкой 2022 года и составит 2% ВВП, в 2024 и 2025 годах - со снижением по сравнению с предыдущим годом (1,4% и 0,5% ВВП соответственно).

Как отмечается в заключении Счетной палаты, в структуре расходов бюджетов бюджетной системы РФ по разделам классификации расходов бюджетов в 2023-2025 годах наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, составят расходы на социальную политику (31,5%). При росте расходов в абсолютном выражении доля расходов на социальную политику в ВВП в плановом периоде снижается (с 11,6% ВВП в 2023 году до 10,9% ВВП в 2025 году).

Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП в 2023-2025 годах сохранятся на уровне 2022 года (3,6-3,7% ВВП и 4-4,1% ВВП соответственно). Расходы на национальную экономику снизятся по сравнению с 2022 годом в абсолютном выражении и по отношению к ВВП (с 5,6% ВВП в 2022 году до 4,7% ВВП в 2025 году). Суммарная доля расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в среднем на 2023-2025 годы составит 5,8% ВВП и увеличится по сравнению с аналогичным показателем 2022 года (5,2% ВВП).

Расходы бюджетов бюджетной системы в номинальном выражении возрастут в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 6%, а по сравнению с 2019 годом - на 51%, расходы на национальную экономику - на 44%, образование - на 36%, здравоохранение - на 62%.

Позиция фракций и комитетов

В комитет Госдумы по бюджету и налогам поступили заключения от 31 профильного комитета нижней палаты парламента. "Все профильные комитеты Госдумы поддержали принятие проекта федерального бюджета на 2023-2025 годы в первом чтении. Вместе с тем 9 комитетов представили замечания, которые предлагают реализовать при подготовке законопроекта ко второму чтению или в ходе исполнения федерального бюджета в 2023 году", - говорится в заключении комитета по бюджету и налогам.

Как подчеркнул руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, общий объем средств в следующем году только на социальную политику превысит 7 трлн рублей. "Это почти на 1 трлн больше, чем в текущем году, - отметил он. - Будет увеличен размер оплаты труда, предусмотрена индексация социальных выплат и пособий на фактический уровень инфляции, обеспечены меры поддержки для семей с детьми, помощь семьям мобилизованных. Необходимо также, чтобы все социальные стандарты были перенесены на новые территории".

Принятие проекта бюджета в первом чтении поддержали депутаты трех из пяти фракций Госдумы. Фракция "Единая Россия", составляющая большинство в палате, приняла решение консолидировано проголосовать за принятие бюджета. Документ также поддержали фракции ЛДПР и "Новые люди". Как отмечал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, в сегодняшних условиях бюджет сбалансирован и отвечает интересам страны.

Фракции КПРФ и "Справедливая Россия - За правду" (СРЗП) не поддержали документ. Как отметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в предложенном проекте бюджета не учтены предложения коммунистов по бюджету развития, а также не учтены предложения по поддержке народных предприятий и по социальной политике. В свою очередь, лидер СРЗП Сергей Миронов отметил, что в проекте бюджета "нет решения главной задачи - победы в СВО", а сама госсмета, по его мнению, "не соответствует реалиям, в которых живет сегодня страна". 

Теги:
Россия