27 октября 2022, 11:11

Эксперты: спрос на аутсорсинг-разработки ПО в РФ вырос в два раза

Антон Новодережкин/ ТАСС
Возможность отказа от услуги является главной причиной спроса на разработку в формате аутсорсинга, отметил вице-президент "Ланит", управляющий директор "Норбит" Владимир Вертоградов

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Потребность российских компаний в привлечении специалистов по разработке программного обеспечения (ПО) при помощи аутсорсинга с начала года выросла в два раза и продолжит увеличиваться в ближайшие несколько лет в связи с импортозамещением софта. Такое мнение высказал в беседе с ТАСС вице-президент "Ланит", управляющий директор "Норбит" Владимир Вертоградов.

"Потребность в привлечении сотрудников на аутсорсинге для разработки ПО в российские компании будет расти в ближайшие три года, и связано это с импортозамещением: все больше организаций переходит на отечественный софт. С начала года количество запросов увеличилось практически в два раза", - сказал Вертоградов.

Увеличение спроса, как отмечает эксперт, также связано с тенденцией отказа от коробочных решений и с масштабным переходом компаний на собственное программное обеспечение. А также с востребованностью цифровых продуктов в целом. "Для запуска продуктов компании нужно порядка 50 разработчиков, спустя полгода-год - всего 10, только для сопровождения. Однако найти квалифицированных специалистов в сжатые сроки трудно, а их выход на работу может растянуться от нескольких недель до нескольких месяцев", - указал Вертоградов.

Возможность отказа от услуги является главной причиной спроса на разработку в формате аутсорсинга, уверен эксперт. Однако в случае трудоустройства человека для работодателя нет "пути назад", даже если проект приостановится или отложится во времени, поскольку увольнение и выплата компенсаций всегда экономически затратны и связаны для компании с большими репутационными потерями. "Аутсорсинг же предусматривает все эти риски: в любой момент можно приостановить действие договора", - добавил Вертоградов.

Еще одной причиной для привлечения сторонних специалистов, по мнению эксперта, является то, что их занятость на принципиально разных проектах помогает увидеть новые подходы и предлагать решения, о которых штатные сотрудники могут не знать. "Иногда счет идет на дни, в редких случаях - на часы. И тогда срочно нужен специалист, чтобы что-то исправить, быстрее ошибку увидит человек, задействованный за год в семи-десяти разных проектах, чем имеющий опыт работы лишь в одном", - добавил он.

По словам Вертоградова, сейчас на рынке наиболее востребованы Java- и NET-разработчики. Их поиск заказчиками связан с импортозамещением, а большинство западных решений, которым требуются отечественные аналоги, используют эти классические технологии. "Достаточно большой объем софта нужно будет адаптировать под нужды российского бизнеса, потребуется доработка существующих решений. При переходе с одного ПО на другое и при необходимости дополнительной разработки потребуется много новых рук. У большинства компаний в штате нет специалистов, которые могли бы закрыть эти задачи, поэтому вполне логично, что их будут искать", - пояснил он.

Независимая оценка

По мнению директора "Ланит-Экспертиза" Алены Горшковой, сторонние специалисты и команды также регулярно привлекаются для испытания информационных систем, что позволяет компании оценить качество разработанных продуктов. "В рамках компании всеми видами тестирования часто занимается одна и та же команда, реже - один человек. В отличие от них специалисты, привлеченные на аутсорсинге, специализируются на каком-то одном технологическом стеке (наборе технологий, на основе которых разрабатывается сайт или приложение). В итоге за функциональное и нагрузочное тестирование отвечают разные люди. Узкая специализация позволяет накопить больший опыт в своей области", - отметила Горшкова.

Вместе с тем в этом году, по словам эксперта, фиксируется рост спроса на нагрузочное тестирование, поскольку, компании хотят знать, как поведет себя ПО в различных ситуациях, и получить экспертную оценку о максимуме, который выдерживает система при существующих мощностях.

"Данная ситуация связана с возникшими трудностями в закупках нового оборудования и его заметно поднявшейся стоимости. Если раньше при проблемах производительности можно было просто докупить аппаратные комплексы, то в сегодняшних реалиях на первое место выходит оптимизация информационных систем", - рассказала Горшкова.

Она уточнила, что подобные тесты проводят для портала госуслуг в период его максимальной нагрузки, например, перед объявлением результатов ЕГЭ. Регулярные испытания онлайн-площадок проходили в период пандемии коронавируса, когда люди не могли посещать общественные места и решали все бытовые и коммунальные вопросы в электронном виде.

Согласно данным аналитиков компании IDC, ежегодный рост объема рынка IT-услуг в России составит 9% до 2025 года. По оценкам президента "Ланит" Филиппа Генса, все больше российских компаний демонстрируют высокую зрелость информационных технологий, рассматривают их как основной инструмент для развития бизнеса и продолжают инвестировать в IT, в свое будущее, даже во время кризисов. 

Теги:
Россия