КАЗАНЬ, 24 ноября. /ТАСС/. Технологии для электропоезда с четвертым максимальным уровнем автоматизации, при котором присутствие машиниста в кабине не требуется, будут готовы в конце 2023 года. Об этом ТАСС сообщил на форуме Digital Innopolis Days заместитель гендиректора "Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (НИИАС) Павел Попов.
"Технологии для поезда четвертого уровня [автоматизации] у нас должны быть готовы к концу 2023 года. Сам поезд, конечно, будет позже - это уже 2024-2025 - но там основной вопрос - это замещение узлов Siemens", - сказал Попов.
По степени автоматизации поезда делят на четыре категории. Так, на линиях с третьим уровнем машинист находится в кабине, но вмешивается в управление только в чрезвычайных ситуациях. Категория четвертого уровня предполагает полное отсутствие машиниста в кабине.
Попов напомнил, что поезд с третьим уровнем автоматизации уже готов к эксплуатации, он получил декларацию соответствия техническому регламенту Таможенного союза в конце 2021 года. "Но дальше [из России] ушел Siemens, а поезд, который есть, основан частично на части узлов Siemens. Поэтому задача, которая сейчас решается, - разработать полностью свой электропоезд. Ее уже решают "Уральские локомотивы", - сказал Попов.
При этом он отметил, что готовый поезд с третьим уровнем автоматизации сейчас является лабораторией для дальнейших испытаний. "Задача - отработать все технические решения, максимальный уровень автоматизации на поезде, а после того уже, как "Уральские локомотивы" решат задачу замещения, собрать полностью отечественный поезд с максимальным уровнем автоматизации", - сказал Попов.
Эксплуатировать беспилотные электропоезда планируется на Московском центральном кольце.
Проект по созданию беспилотных поездов стартовал в 2015 году, когда НИИАС начал разрабатывать беспилотные технологии для маневровых локомотивов. В 2017 году на станции Лужская запустили первый беспилотный маневровый локомотив, при этом в НИИАС начали разработку системы технического зрения. К 2019 году удалось выпустить электропоезд с третьим уровнем автоматизации, оснащенный сенсорами. Еще через год была разработана усовершенствованная версия электропоезда.