МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Межгосударственное антимонопольное сотрудничество и совместная защита конкуренции может стать одной из основ кооперации стран БРИКС наряду с уже действующими институциональными проектами - Новым банком развития и Резервным фондом. Такое мнение высказал ТАСС в пятницу директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов.
"Изначально БРИКС объединила идея создания пространства диалога, позволяющего преодолеть ограничения для развития, которые были навязаны сложившейся по окончании холодной войны мировой политэкономической архитектурой. Это подтолкнуло к созданию институциональных проектов - Нового банка развития и Резервного фонда. Антимонопольный трек сотрудничества также может быть ключевым институциональным механизмом сближения и синхронизации рыночных систем столь разных стран", - считает эксперт.
Ключевую роль антимонопольное сотрудничество может сыграть, прежде всего, для государств-основателей БРИКС, добавил Иванов.
"Для них уже есть рецепты, как можно синхронизировать рыночные процессы, происходящие на уровне смыслов, целей функционирования - на мета-уровне. На таком уровне мы можем говорить о синхронизации подходов к регулированию цифровых рынков, о работе с цифровыми монополиями и с биотехнологической сферой, где тоже высока монополизация, для областей работы с интеллектуальным ресурсом, с данными", - пояснил он.
Синхронизация процессов по выстраиванию рыночной среды, работа с архитектурой глобального рынка является наиболее сложной сферой развития БРИКС, считает Иванов. Такие инструменты, отмечает он, в БРИКС пока не созданы, тогда как имеются примеры подобного взаимодействия между США и ЕС, США и Канадой, США и странами АТЭС. Здесь открываются большие возможности для работы антимонопольных регуляторов, созданных как раз для снятия ограничений развития рыночных систем и корректировки согласно запросам времени, отметил Иванов.
Он добавил, что лидирующую позицию в работе по углублению содержательного сотрудничества между антимонопольными ведомствами БРИКС традиционно занимает ФАС России, которая и выступила с инициативой создания Международного центра конкурентного права и политики БРИКС.
Интерес к БРИКС потенциальных членов
Иванов отметил, что регуляторы развивающихся стран сталкиваются с проблемой тотальной монополизации мировых рынков и технологических возможностей, им не всегда удается на национальном уровне справляться с ростом власти цифровых платформ, контролем за оборотом данных и интеллектуальных прав, глобальных логистических цепочек. Регуляторы нуждаются в кооперации, что создает стимул для включения в формат БРИКС, показавший свою эффективность и возможность влиять на глобальные экономические процессы, считает эксперт.
"В этом году БРИКС получил неожиданно большое количество заявок на вхождение, причем от очень разных стран - Египта, Аргентины, Саудовской Аравии, Ирана, принадлежащим к очень разным историческим и социально-экономическим традициям. Это говорит о том, что в мире есть спрос на альтернативную точку зрения, спрос на включение в пространство более партнерского взаимодействия, на иную международную политику", - пояснил Иванов.
ООН, ВТО и другие организации, находящиеся под контролем западных игроков, не могут в полной мере удовлетворить этот спрос, считает Иванов. Он напомнил об исключении России из межстранового объединения антимонопольных органов - Международной конкурентной сети (ICN), неполитической структуры, в уставе которой, как подчеркнул Иванов, даже отсутствуют основания для исключения ее членов. Такие прецеденты настораживают страны, которые не в силах противостоять подобным явлениям, и эти страны ищут другие механизмы взаимодействия и другие площадки, считает эксперт.
По мнению Иванова, объединение БРИКС стало привлекательной площадкой, так как основано на реальном, а не декларируем принципе равноправия. Он подчеркнул, что БРИКС предполагает широкий плюрализм мнений и подходов, при котором нет закрытых тем, и каждый участник может проявить себя в полной мере.
Экологический подход к регулированию
Рост цифровых экосистем стал вызовом для антимонопольных органов всего мира, отметил Иванов. Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ предложил странам-участницам БРИКС новую концепцию антимонопольного регулирования, позволяющую ответить на этот вызов, добавил он.
"Мы предложили новую концепцию - "экоантитраст", построенную на аналогии цифровых и природных экосистем. Природный подход к антимонопольному регулированию может использоваться так же, как в бизнесе переняли идеи из экологии и биологии для организации своих бизнес-процессов. В логике "экоантитраста" антимонопольные регуляторы - это "садовники", работающие с экосистемами как с живой природой и корректирующие ее развитие. Регуляторы БРИКС могут играть лидирующую роль в продвижении экологического антимонопольного регулирования во всем мире", - пояснил эксперт.
Возглавляемый им центр работает над концепцией "экоантитраста" с 2021 года вместе с венским Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA).
"Сложная природа экосистем диктует необходимость адаптации антимонопольного законодательства к реалиям новой экономики", - объяснил эксперт необходимость разработки и внедрения подобной концепции.
Центр презентовал концепцию "экоантитраста" в ноябре 2021 года на Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС в Китае. По словам Иванова, фрагментарно такой подход уже используют регуляторы стран-участниц БРИКС. "Ведомства уже осознанно и неосознанно применяют экологическую методологию для анализа поведения игроков на цифровых рынках, при выявлении антиконкурентных практик и рассмотрении сделок", - рассказал он.
Иванов добавил, что в целом БРИКС при активном участии возглавляемого им центра постепенно движется в направлении унификации подходов к антимонопольному регулированию. В частности, в ноябре 2022 года на Форуме по цифровой конкуренции БРИКС+ в Рио-де-Жанейро была достигнута договоренность о разработке антимонопольными органами стран БРИКС методических рекомендаций и терминологического аппарата совместного регуляторного подхода к цифровым рынкам.
Защита конкуренции как антикризисный инструмент
Защита конкуренции может стать эффективным инструментом и в целом для преодоления охватившего мир экономического кризиса, считает Иванов. Антимонопольное регулирование возникло в конце XIX - начале XX вв. именно в условиях кризиса, постоянно меняющейся экономической реальности, напоминает он.
"Сегодня мы наблюдаем "идеальный шторм": происходят драматические геополитические процессы, распадаются глобальные цепочки создания стоимости, мир сталкивается с высочайшим уровнем инфляции. Словарь Collins назвал словом года permacrisis - то есть постоянный кризис. И тут самое время вспомнить, что антитраст породила именно неопределенность, то есть большая сложная экономическая система, с которой регулятор больше не справлялся", - говорит эксперт.
Он отметил важность либерализации параллельного импорта и роли в этом процессе антимонопольного регулирования. По словам Иванова, возглавляемый им центр плотно занимается этим вопросом в рамках более широкого исследовательского направления по регулированию оборота интеллектуальных прав. "Сегодня полная легализация параллельного импорта - это способ усиления предпринимательской активности малого и среднего бизнеса", - говорит Иванов.
Важной точкой приложения сил со стороны антимонопольного сообщества эксперт считает продовольственную безопасность, которая является одной из ключевых исследовательских проблем Международного центра конкурентного права и политики БРИКС.
"Пандемия коронавируса и геополитические потрясения разрушили привычные цепочки поставок, скачки цен заставляют правительства повышать экспортные барьеры, чтобы предотвратить дефицит на внутренних рынках. 2022-й год, названный Всемирной продовольственной программой ООН "годом беспрецедентного голода", по словам генерального секретаря ООН, бросает вызов правительствам в борьбе с надвигающейся продовольственной катастрофой. Антимонопольные органы не должны игнорировать эту проблему и перекладывать ее на плечи правительства или бизнеса", - уверен Иванов.