15 декабря 2022, 18:14

Госдума приняла в I чтении законопроекты, ужесточающие наказание за участие в картелях

Эксперты отметили, что разработка и рассмотрение законопроекта обусловлены несоответствием текущего размера штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам общественной опасности таких нарушений

МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Госдума на сегодняшнем пленарном заседании приняла в первом чтении пакет правительственных законопроектов, направленных на пресечение антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников рынков.

Один из документов вносит в Уголовный и в Уголовно-процессуальный кодексы РФ изменения, которые касаются заключения картелей и участия в них, а также подследственности уголовных дел о таких преступлениях. При этом уголовная ответственность, предусмотренная за заключение картеля, распространяется и на участие в нем. Максимальный срок лишения свободы за такие преступления увеличивается с трех до четырех лет.

За заключение или участие в картеле, повлекшее повышение, снижение или поддержание цен на обязательных торгах, устанавливается штраф в размере от 600 тыс. до 800 тыс. рублей. Также вдвое увеличиваются пороговые значения крупного дохода (до 100 млн рублей) и ущерба (до 20 млн рублей), а также особо крупного дохода (до 500 млн рублей) и ущерба (до 60 млн рублей), которые образуют состав преступления при картельных соглашениях.

Второй проект вносит изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Изменения предусматривают штраф за препятствование проверкам соблюдения антимонопольного законодательства. Для граждан он составит от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от одной тысячной до одной сотой совокупного размера годовой выручки, но не менее 50 тыс. рублей. В настоящее время штрафы для юрлиц составляют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, что считается не достаточным по мнению разработчиков проекта.

Мнение экспертов

"Актуальная практика антимонопольного органа показывает, что большинство выявленных картелей за последние пять лет связано с поддержанием цен на торгах. Главной целью торгов является эффективное расходование бюджетных средств - к примеру, на закупку услуг, необходимых для строительства и ремонта автодорог или медучреждений. В связи с этим разработанные поправки должны привести к существенной экономии бюджетных средств", - сказала ТАСС председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова.

По мнению и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнера КА "Муранов, Черняков и партнеры" Олега Москвитина, разработка и рассмотрение законопроекта обусловлены достаточно простым и очевидным обстоятельством - несоответствием текущего размера штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам (до 50 тыс. рублей, а по общему правилу - до 10 тыс. рублей) общественной опасности таких нарушений.

"Риск создания препятствий для проверок по признакам картеля заключается в возможности срыва проверки, лишения антимонопольного органа возможности доказать картель. При этом, уплатив небольшой штраф, но воспрепятствовав проверке, компания избегает оборотного штрафа за сам картель, который мог бы быть доказан, а равно снижает возможность привлечения к юридической ответственности (вплоть до уголовной) за картель своих должностных лиц, - сказал ТАСС эксперт и напомнил, что оборотные штрафы за такие нарушения уже есть в практике иностранных государств и юрисдикций. Например, такие штрафы может накладывать Европейская комиссия (выполняет в том числе функции антимонопольного органа ЕС). Есть такие положения и в законодательстве других европейских стран - в частности, Хорватии, Румынии. 

Теги:
Россия