29 января 2023, 12:31

Контейнерный хаб под Астраханью запустят в 2024 году

По словам министра промышленности, торговли и энергетики региона Ильи Волынского, с вводом первой очереди портовой особой экономической зоны прогнозируется рост грузооборота на 3,3 млн тонн до конца 2024 года

АСТРАХАНЬ, 29 января. /ТАСС/. Власти Астраханской области связывают перспективы роста грузооборота с развитием Каспийского кластера международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг", крупнейший контейнерный хаб на юге России будет запущен в 2024 году, сообщил ТАСС в воскресенье министр промышленности, торговли и энергетики региона Илья Волынский.

Портовая инфраструктура региона (порт Оля и порт Астрахань) позволяет отгружать более 16 млн тонн грузов в год, в данный момент она загружена на 20%. В 2020 году ОЭЗ "Лотос" в Наримановском районе Астраханской области объединена в Каспийский кластер с портовой особой экономической зоной (ПОЭЗ) в районе порта Оля. Резидентами стали портово-логистическая компания "Каспий", с проектом по строительству контейнерного терминала для обработки грузов, и компания "Агротерминал Каспий", планирующая построить терминал для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла.

"Суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля за 2022 год составил почти 3 млн тонн, что на 14,5 % выше итоговых показателей 2021 года. Роста грузооборота удалось достичь благодаря активизации перевозок по Транскаспийскому участку МТК "Север - Юг". Перспективы дальнейшего развития грузооборота во многом связаны с развитием Каспийского кластера, который объединил две особые экономические зоны - портовую и промышленно-производственную. Сейчас регион работает над созданием самого крупного контейнерного хаба на юге России с новыми терминалами по перевалке масла и зерна, которые начнут работу в 2024 году", - сообщил Волынский, уточнив, что реализация этих планов сделает Каспийский кластер мощной базой обработки грузов, идущих по МТК "Север - Юг", и разовьет перевозки на азиатском направлении.

Он уточнил, что с вводом первой очереди ПОЭЗ ожидается увеличение грузооборота на 3,3 млн тонн до конца 2024 года. Общая мощность новых причалов по итогам формирования ПОЭЗ составит около 20 млн тонн. По словам Волынского, транскаспийский маршрут МТК "Север-Юг" будет востребован для поставок из Ирана, Индии, Бангладеш, Пакистана, Афганистана, ОАЭ.

"В настоящее время завершены работы по формированию территории в рамках первого этапа создания ПОЭЗ. Идет строительство подъездных путей к причалам, проводится ограждение территории, готовится площадка под терминалы, завезена часть металлоконструкций под склады. Закончены проектно-изыскательские работы по строительству инфраструктуры первого этапа. Это сети водоснабжения, крановые пути, объекты электроснабжения, подъездная автомобильная дорога, открытые и закрытые склады и другие объекты", - добавил Волынский.

О МТК "Север - Юг"

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

В Министерстве экономического развития РФ говорили, что ожидают рост грузооборота по МТК "Север - Юг" к 2030 году до 25 млн тонн.