МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Глава "Автоваза" Максим Соколов выступил против государственной поддержки проектов с низким уровнем локализации в автомобильной промышленности. Об этом он заявил в ходе парламентских слушаний "Автомобильная промышленность: перспективы роста и проблемы, требующие решения" в Совете Федерации.
Так, по его словам, китайские производители осуществляют экспансию на российский рынок, и их поддержка может негативно отразиться на планах по закупке российской компонентной базы и на достижении технологического суверенитета.
"Конечно, низколокализованная сборка имеет право как бизнес-модель существовать. Мы не против конкуренции, ни в коей мере. Но проблема заключается в том, что многие производители говорят, что такая низколокализованная сборка должна получать государственную поддержку. Причем зачастую наравне с высоколокализованными производителями. Мы, конечно, категорически возражаем против этого", - сказал он.
По словам Соколова, "если говорить о реальном направлении бюджетных средств, то получается, что они фактически выходят за рубеж, за границу - там, где создается основная прибавочная стоимость этих автомобилей". "И выходят не просто так за границу, а именно тем производителям китайским, которые осуществляют экспансию на наш рынок и "отъедают" у российских автопроизводителей долю пирога. И конечно, это отразится в первую очередь на планах по закупке нашей компонентной базы российской, а значит, достижения в конечно счете технологического суверенитет", - пояснил глава "Автоваза".
Он подчеркнул, что в текущем году вырос прямой и скрытый импорт, особенно китайских автомобилей. Так, в 2021 году импорт в РФ новых и подержанных легковых автомобилей составил 375 тыс. штук, а в 2022 году, когда продажи и производство автомобилей, в частности российских, снизились, импорт возрос более чем на 18%, до 450 тыс. автомобилей, при этом импорт физлицами увеличился в 14 раз - до 54 тыс. единиц. "И конечно же, мы видим, что доля именно китайского импорта новых легковых автомобилей за 2022 год выросла с 6% в начале года до почти 22-25% в четвертом квартале. А по первым месяцам текущего года мы фиксируем практически достижение чуть ли не 40-процентной планки в части продаж китайских автомобилей", - отметил глава компании.
Соколов добавил, что при поддержке прямого или скрытого импорта из бюджетных средств всем автопроизводителям, включая высоколокализованных, будет выгодно заниматься сборкой с низким уровнем локализации, не вкладывая при этом инвестиции в НИОКР и в разработку новых моделей. "Соответственно, мы скатимся к отверточной сборке в течение двух-трех лет. Это реальная угроза. Мы должны дать соответствующий ответ на уровне государственной политики", - резюмировал он.