9 марта 2023, 18:07

Эксперты заявили, что в 2022 году себестоимость производства крымского вина выросла на 20%

По мнению специалистов, в 2023 году цены на продукцию могут упасть после запуска движения большегрузов по Крымскому мосту

СИМФЕРОПОЛЬ, 9 марта. /ТАСС/. Себестоимость производства крымского вина в 2022 году увеличилась на 20%, также в 1,5 раза выросли расходы на логистику готовой продукции, заявили ТАСС опрошенные эксперты. В этом году цены могут упасть после запуска движения большегрузов по Крымскому мосту, однако виноделы сейчас заключают контракты на год с учетом текущей обстановки.

"В этом году цена на вино будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, стоимость будет расти с учетом инфляции. Но с учетом того, что в скором времени может открыться движение грузового транспорта по Крымскому мосту, цена на перевозку может упасть. В любом случае, на сегодняшний день, всех тех мер, которые делают правительство РФ и правительство Республике Крым, достаточно для сдерживания роста цен", - сказал директор Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма, советник ректора Крымского федерального университета по инновациям Тимофей Месеняшин.

Он добавил, что те предприятия, которые ранее создали товарные запасы и расходники, например, бутылки, могут пережить текущие колебания цен. "У предприятий, которые не накопили товарные остатки, будет рост", - добавил Месеняшин.

О повышении цен

По заявлениям крымских виноделов, стоимость логистики после запрета движения большегрузов по Крымскому мосту выросла примерно в 1,5 раза. Так, директор Севастопольского винодельческого завода Александр Васюков рассказал, что ранее перевозка одной фуры на материк составляла около 90 тыс. рублей, сейчас - 150 тыс. рублей и выше.

Председатель Крымской ассоциации сомелье Дмитрий Плотников отмечает, что за прошлый год выросла цена на все комплектующие, например, бутылки, упаковку, пробки, из-за чего себестоимость производства увеличилась примерно на 20%. При этом дальнейший рост цен отразится в первую очередь на бюджетном вине.

"Логистические издержки не сильно изменили итоговую цену - в среднем на 5-10%. При этом для дорогого вина изменения цены будут неощутимы. Но если говорить для вина, которое продается за 200-300 рублей, - это сомнительного качества вино, здесь затраты на логистику могут составлять до половины стоимости бутылки", - сказал Плотников, добавив, что сейчас лучшее время для перевозки вина, так как не требуется дополнительное охлаждение.

Перевозка урожая

Некоторые виноделы отмечают, что больше проблем возникло при отправке самого винограда, срок перевозки которого сильно ограничен. Например , Севастопольский винодельческий завод сейчас не может заключить контракты с краснодарскими предприятиями на поставку винограда.

"Сейчас такое время, что мы контрактуемся для отправки урожая. В прошлом году у нас был договор с Анапой на поставку винограда. Сухопутным коридором доставить сложнее и поэтому мы сейчас не можем заключить договор, потому что отталкиваемся от текущей ситуации", - сказал Васюков.

При этом, несмотря ремонт Крымского моста, у виноделов нет уверенности в том, что к началу сбора урожая в августе возобновится грузовое движение с минимальным количеством очередей. Директор Всероссийского национального научно-исследовательского института виноградарства и виноделия "Магарач" РАН Владимир Лиховской уточнил, что для перевозки урожая можно использовать рефрижераторы, однако в этом случае стоимость перевозки также увеличивается. Опрошенные виноделы заявляют, что в этом случае стоимость перевозки урожая дополнительно возрастает примерно в полтора раза.

О новом маршруте перевозки

Маршрут через новые регионы в Крым приобрел актуальность после того, как 8 октября 2022 года на Крымском мосту был совершен теракт. Перевозчики постепенно увеличивают интерес к сухопутному коридору, который связал Крым с другими субъектами Южного федерального округа и, как ожидается, вскоре он станет одним из основных транзитных маршрутов.

Первый замминистра транспорта Крыма Николай Лукашенко ранее сообщал ТАСС, что дороги, соединяющие Крым с Херсонской областью, находятся в удовлетворительном состоянии, а трасса через новые регионы России в Ростов-на-Дону по большей части отремонтирована. Коридор остается безопасным для водителей, с момента открытия по нему проехало уже более 70 тыс. единиц транспорта, при этом трафик постоянно растет.

Утром 8 октября 2022 года на Крымском мосту был подорван грузовик, в результате чего загорелись цистерны соседнего грузового поезда. Обрушились два пролета автомобильной части моста, идущей в сторону полуострова. Железнодорожное движение по Крымскому мосту восстановлено. 23 февраля было полностью запущено автомобильное движение по обеим частям Крымского моста.