11 марта 2023, 12:14

Число марок косметики в сетях РФ выросло на 20-100% после ухода иностранных брендов

Антон Новодережкин/ ТАСС
Участники рынка рассказали о построении новых логистических цепочек и налаживании собственного производства сырья

МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Российские торговые сети, продающие косметику и парфюмерию, смогли за последний год увеличить портфель марок в зависимости от сегмента на 20-100%, в том числе за счет роста доли отечественных брендов. Производители косметики в РФ выстроили новые логистические цепочки и наладили собственное производство сырья, продолжают запуск новинок, а потребитель перешел в более бюджетные сегменты, сообщили опрошенные ТАСС участники рынка.

В 2022 году об уходе с российского рынка объявили множество западных производителей косметики, среди них L’Oreal, Lanc me, Giorgio Armani, Ralph Lauren, Urban Decay, Maybelline NY, Vichy, Wella, Londa, Schwarzkopf, Redken, K rastase, Guerlain, Dior, Estee Lauder, Make up for ever и другие. На сегодня потребители могут видеть в продаже эти марки, в том числе потому, что срок годности многих косметических продуктов достигает трех лет. Это позволяет ретейлерам продавать ранее сформированные запасы. Кроме того, часть брендов попали в перечень для параллельного импорта, что позволило обеспечить поставки на российский рынок.

"В "Рив Гош" количество марок декоративной косметики к 1 марта 2023 года по сравнению с 1 марта 2022 года выросло на 32%, количество парфюмерных марок увеличилось на 23%, в сегменте ухода - рост марок на 27%, также у нас появилась новая для нас категория аптечной и профессиональной косметики (сейчас это 35 марок). Самый существенный рост по ассортименту у нас произошел в нишевой парфюмерии - ассортимент вырос более чем на 50%", - сообщила ТАСС директор департамента по аналитике сети Алена Квон.

По ее словам, в сети появилось почти 100 новых российский марок, порядка 170 - марок производителей иных стран. Покинули рынок на сегодняшний день - 45 брендов. Доля российских марок в ассортименте удвоилась, достигнув почти 20%.

"С одной стороны, мы наблюдаем рост продаж российских марок, с другой - на рынок стали заходить марки других стран - европейские, корейские, китайские, индийские. С уходом ряда известных брендов на рынке освободилась ниша, которую поставщики стремятся занять. Российский рынок был и остается для других стран очень привлекательным каналом сбыта", - заключает Квон.

Как сообщили ТАСС в "Золотом яблоке" (сеть насчитывает 35 магазинов в России, Белоруссии и Казахстане), с января 2022 года по конец февраля 2023 года в российских магазинах сети количество брендов почти удвоилось (рост на 98,5%), меньше всего прирос сегмент парфюмерии - на 26,5%, а более всего - уходовая косметика, на 89%. При этом число товарных позиций сети выросло еще больше - в 2,2 раза.

Как сообщили ТАСС в сети "Лэтуаль", за минувший год в сети появилось более 800 новых брендов, из них 200 российских. В "Магнит Косметик" по итогам 2022 года доля российской косметики, средств гигиены и бытовой химии в ассортименте выросла на 10 п.п. - до 50%. В категории средств личной гигиены отечественные бренды составляют 72%, их продажи за год удвоились. В сегменте декоративной косметики почти половина (48%) всех позиций является российской продукцией, сообщили ТАСС в пресс-службе "Магнита".

Экономия потребителей

К концу 2022 года стало заметным стремление потребителей к экономии, сообщила ТАСС основательница и генеральный директор российской компании органической косметики и экологичной бытовой химии Mi&Ko Екатерина Матанцева. "Все сети отмечали, что клиенты стали экономить на косметике, и вместо продуктов за 200-300 рублей теперь покупают косметику за 100 рублей. У производителей самых бюджетных продуктов рост продаж до 200-300%", - отмечает Матанцева.

Цена, которая раньше считалась демократичной, теперь для среднего покупателя кажется высокой, добавляют основатели марки "Краснополянская косметика" Дмитрий Серов и Кристина Судеревская.

Как отмечают в "Рив Гош", в отдельных брендах (сегмента люкс) произошел рост цены, но за счет перераспределения спроса на более экономичный сегмент, средняя стоимость единицы товара в сегменте косметики практически не изменилась. Так, например, средняя стоимость крема для лица в феврале 2023 года по сравнению с февралем 2022 выросла на 7,3%, стоимость помады снизилась на 0,4%, тональный крем и тушь стали дороже на 3,2% и 4,5% соответственно, а вот стоимость шампуня в "Рив Гош" упала на 8,4%.

"В уходовой косметике мы сейчас наблюдаем незначительное падение продаж к прошлому году. В целом, если говорить о рынке, то спрос не упал, он остался на уровне прошлого года", - говорит Квон.

В "Золотом яблоке" средние цены на базовые косметические товары снизились за год к февралю 2023 года. Значительное подорожание товаров, которое произошло в марте прошлого года, компания смогла нивелировать. Средние цены на крем для лица, помаду для губ, тональную основу и тушь для ресниц снизились за год на 6-9%, и только средняя цена шампуня выросла на 20%, сообщили ТАСС в компании.

Собственное производство сырья

Как отмечают основатели марки "Краснополянская косметика" Серов и Судеревская, в 2022 году компания сталкивалась с тем, что поставки некоторых компонентов, в частности, эмульгаторов, без которых нельзя произвести ни один крем, подпадали под санкции. "Мы не успевали отработать тестовые образцы, как приходилось браться за разработку заново. Нестабильность на рынке поставок нас подтолкнула к разработке четырех собственных эмульгаторов для производства кремов. Для небольшого производителя косметики это огромный прорыв, так как обычно подобными разработками занимаются целые научные институты и огромные химические концерны", - рассказывают предприниматели. Они добавляют, что готовы начать продавать свои эмульгаторы в качестве сырья для других косметических производителей.

В Mi&Ko за счет переключения на поставки из Китая удалось снизить себестоимость от 7 до 70% в зависимости от позиции. "При смене поставщиков оказалось, что в Европе просто закупают экстракты с активным веществом в Китае, делают исследования, красиво оформляют презентации и потом продают дистрибьютору в России. Когда ты разбираешься в самих экстрактах, то смена европейского посредника на прямые поставки с завода в Китае дают тебе существенную экономию без потери качества", - отмечает основательница марки Матанцева. Она добавляет, что в Mi&Ko открыли собственную лабораторию и разработали натуральные консерванты, эмульгаторы и ПАВы из российского сырья. Через год до 60% сырья компания рассчитывает производить самостоятельно.

Рост продаж и развитие бизнеса

Продажи у Mi&Ko за 2022 год выросли на 74%, а в торговых сетях России - на 208%. В то же время произошел отказ от продукции дистрибьюторов из Европы и США с февраля 2022 года. В целом косметика производителя реализовывалась на рынках США, Европы, ОАЭ и странах СНГ. При этом из-за сложностей в экономике Белоруссии и Казахстана продажи в этих странах упали на 72% и 34% соответственно.

Если до недавнего времени Mi&Ko была сосредоточена на среднем ценовом сегменте, то за 2022 год расширила ассортимент в бюджетном и люксовом.

"Краснополянская косметика" запустила новую линейку продукции в 2022 году, на 2023 год запланирован запуск еще двух новых линеек. Одна из них с содержанием муцина, для чего компания построила собственную улиточную ферму. Это позволит ей установить цену на продукцию заметно ниже зарубежных аналогов - в районе до 4 тыс. рублей на фоне 7-10 тыс. рублей у импортных товаров.

Доля контрафакта

Косметическая и парфюмерная продукция стабильно оказывается в числе самых часто подделываемых видов товаров: на нее приходится 7-10% изъятий контрафакта на таможнях по всему миру, сообщил ТАСС эксперт Центра экономической экспертизы ИГМУ ВШЭ Илья Гуленков. Чаще всего источником такой продукции являются Китай, Гонконг или Турция, на которые приходится более половины всех подделок на рынке.

Как сообщил ТАСС первый заместитель директора Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Байсолт Хамзатов, сегодня доля нелегальной косметической продукции в РФ выше 20%, и, если не принимать меры, доля контрафакта может увеличиться до четверти от всего объема. Наиболее подделываемая косметическая продукция - парфюмерная продукция фирм Chanel, Tom Ford, Montale, Dior, Givenchy. Доля нелегальной парфюмерии в РФ снизилась с 43,7% в 2019 году до 35,2% на конец 2022 года с введением ее маркировки.

"Уход с рынка декоративной и уходовой косметики крупных иностранных игроков создал условия для увеличения доли подделок и контрафакта. Ранее сами компании активно защищали свои интересы на рынке, ориентировали потребителя на приобретение оригинальной продукции, выделялись заметные бюджеты, в том числе и на рекламу. Кроме того, для этой категории товаров маркировка не введена. Еще одним фактором стал рост цен на косметическое сырье и конечную продукцию, что привело к росту на рынке более дешевой нелегальной продукции", - отмечает Хамзатов. 

Теги:
Россия