МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Чистая прибыль микрофинансовых организаций (МФО) по итогам 2022 года увеличилась на 39% по сравнению с прошлым годом и составила 41 млрд рублей - это максимальный показатель с 2018 года. Об этом сообщается в материалах Банка России.
"Увеличение доли займов с высоким размером ПСК (полная стоимость кредита) позволило МФО повысить показатели прибыли и рентабельности, несмотря на рост операционных издержек. Выручка за 2022 год выросла до 314 млрд рублей (+60%), чистая прибыль - до 41 млрд рублей (+39%). <…> Показатели чистой прибыли и рентабельности были максимальными с начала 2018 года", - говорится в материалах.
ЦБ отмечает, что квартальные объемы чистой прибыли в течение года росли, максимальный уровень был достигнут в четвертом квартале. Рост чистой прибыли обеспечен как крупными участниками (включая онлайн-сегмент), так и небольшими компаниями. Рост прибыльности МФО сопровождался увеличением доли доходов от продажи дополнительных услуг - доля доходов МФО от непрофильных направлений деятельности в 2022 году увеличилась до 17% (годом ранее - 13%).
В частности, около 24% МФО получили существенную часть доходов (более 10%) в виде комиссионных от продажи дополнительных услуг и продуктов (различные виды страхования, телемедицина, СМС-информирование, расширенный пакет обслуживания и так далее). При этом на 10 крупнейших участников приходится около 64% дополнительных доходов в отрасли, большинство из них специализируются на онлайн-займах. Регулятор добавляет, что рентабельность компаний с высокой долей онлайн-займов в выдачах значительно выросла. При этом рентабельность небольших компаний, работающих офлайн, оставалась невысокой.
Портфель микрозаймов (сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам) на конец четвертого квартала 2022 года составил 364 млрд рублей (на уровне предыдущего квартала и рост на 11% в годовом сравнении), в том числе займы физическим лицам - 291 млрд рублей (рост на 9% в годовом исчислении).
В структуре жалоб на МФО доля обращений, связанных с навязыванием дополнительных услуг, за год возросла с 13,1% до 14,7%. При этом, как отмечает ЦБ, доля обоснованных жалоб невысокая, в том числе благодаря регуляторным ограничениям.