4 апреля 2023, 15:08,
обновлено 4 апреля 2023, 15:12

Проекты вдоль Севморпути принесут 10 трлн рублей налоговых доппоступлений до 2035 года

По словам вице-премьера Александра Новака, в Арктической зоне РФ сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых

МОСКВА, 4 апреля. /ТАСС/. Проекты в Арктике вдоль Северного морского пути (СМП), в том числе по добыче нефти, газа, угля и руды, обеспечат прирост ВВП РФ на 30 трлн рублей до 2035 года и принесут 10 трлн рублей дополнительных налоговых поступлений. Об этом написал в своей статье для журнала "Энергетическая политика" вице-премьер РФ Александр Новак.

"Реализация заявленных инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации до 2035 года обеспечит прирост ВВП на более чем 30 трлн рублей и принесет более 10 трлн рублей дополнительных налоговых поступлений", - отметил Новак.

По его словам, в Арктической зоне РФ сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых - нефти, газа, угля, а также редких металлов, камней и минералов, в том числе золота и алмазов. Для полноценного освоения этих природных ресурсов и их реализации необходимо наличие удобного, доступного и экономически эффективного транспортного коридора.

Новак добавил, что строительство первых четырех ледоколов для СМП планируется осуществить до 2030 года. Сейчас прорабатывается вопрос строительства дополнительных шести ледоколов для СМП за счет средств инвесторов. "Прорабатывается возможность строительства за счет средств инвесторов шести дополнительных ледоколов класса Icebreaker 8-9 для работы вблизи портов и терминалов Западной части СМП в устье реки Енисей и в Обской губе. Это позволит высвободить более мощные автономные атомные ледоколы для работы в Восточном секторе СМП. Строительство первых четырех дополнительных ледоколов планируется до 2030 года", - говорится в статье.

Ожидается, что атомный ледокольный флот Росатома к 2030 году будет включать девять "суперсовременных атомных ледоколов", а общая группировка арктического ледокольного флота к 2030 году в акватории СМП должна составить не менее 13 судов. Новак подчеркнул, что одновременно ведется работа по расширению арктического грузового флота. С учетом инвестиционных планов грузоотправителей ожидается, что к 2030 году количество судов высокого арктического класса увеличится до 132 судов.

Согласно поправкам к Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, количество ледоколов 22220 для работы в акватории Северного морского пути составит не менее семи. Кроме того, дополнительно будет построен один головной ледокол "Лидер", а также четыре неатомных ледокола, три гидрографических и два лоцмейстерских судна, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2024 года и еще 30 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2030 года.

Морская доктрина РФ, принятая в июле 2022 года, предусматривает обновление ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного, служебно-вспомогательного флотов. Одним из приоритетных направлений развития морского транспорта является создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации страны. Для развития Севморпути будут учитываться международное использование и возможность обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.

Северный морской путь - единственная водная магистраль, которая связывает все субарктические и арктические районы России. Кроме того, СМП на сегодняшний день - самый короткий и перспективный маршрут между Европой и Азией, что является дополнительным стимулом для развития ключевых отраслей промышленности Русского севера и делает транспортный коридор все более привлекательным как для инвесторов, так и для грузоперевозчиков, добавил Новак.