МОСКВА, 6 апреля. /ТАСС/. Принятие изменений в Налоговый кодекс РФ, в рамках которых будет установлена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0% для судоремонтных заводов при заключении инвестсоглашения, ожидается во втором полугодии текущего года. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Минпромторга РФ.
"Вступление в силу федерального закона ["О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"] планируется во II полугодии 2023 года", - говорится в сообщении.
В Минпромторге отметили, что в настоящее время проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" находится на рассмотрении в Госдуме. Также для реализации положений федерального закона министерство разрабатывает правовой акт, регламентирующий форму указанных инвестиционных соглашений, порядок их заключения и расторжения.
С инициативой внести поправку, устанавливающую нулевую ставку НДС для судоремонтных заводов, выступил депутат Госдумы Федерального собрания РФ от Архангельской области, заместитель председателя комитета по промышленности и торговле Александр Спиридонов. Он пояснил ТАСС, что совместно с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) уже выступал с подобной инициативой в 2021 и 2022 годах в адрес правительства на площадке экспертного совета при Госдуме по развитию морской техники. Актуальность такого рода поддержки, по словам Спиридонова, возникла в связи с тем, что многие российские судовладельцы выполняли судоремонт за границей. Однако из-за санкций подобного рода деятельность стала закрыта для отечественных судов.
"Для судоремонтных предприятий будет отменяться НДС, но есть условия. Достигается договоренность о том, что предприятие должно 20% своей прибыли направлять на инвестиции на развитие собственного производства", - пояснил Спиридонов. Он добавил, что таким образом дается мотивация предприятиям для развития. Часть прибыли будет направлена на закупку новых станков, модернизацию предприятия, закупку и внедрение новых технологий. "Готовятся поправки ко второму [чтению законопроекта - прим. ТАСС]. <...> У Минфина есть ряд вопросов, которые надо снять. Одни из них - это ответственность за нарушение условия договора", - заключил Спиридонов.
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) также отметили, что обнуление НДС станет ощутимой поддержкой для судоремонтных предприятий и судовладельцев.
"Обнуление НДС на услуги судоремонта может стать ощутимой поддержкой как для судоремонтных предприятий, так и для судовладельцев. Оно может уменьшить цену предоставляемых услуг. В перспективе это повысит конкурентоспособность судоремонтных предприятий, обеспечит приток к ним новых заказов со стороны судовладельцев и соответственно средств на развитие судоремонта в стране", - рассказали ТАСС в корпорации.
Поддержка судоремонта в РФ
Судоремонтные мощности предприятий группы ОСК представлены 13 производственными площадками. Предприятия корпорации способны выполнять все виды ремонтов, в том числе межпоходовый, доковый ремонт, текущий средний ремонт, а также ремонт по техническому состоянию, отметили в ОСК.
"Учитывая масштабное обновление флота в горизонте до 2035 года, необходимо, чтобы российские судоремонтные предприятия смогли в полной мере обеспечить потребности в ремонте и обслуживании гражданского флота. Для этого потребуется решить ряд проблем, которые формировались десятилетия. Развитие российского судоремонта невозможно без повышенного внимания со стороны государства и принятия мер поддержки", - заключили в ОСК.
Ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий ставку НДС в размере 0% для судоремонтных предприятий при реализации ими работ по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания и судов рыбопромыслового флота после заключения инвестиционного соглашения. Сейчас в отношении ремонта судов в доках и на судоверфях, а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в размере 20%.
В июле 2022 года вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что для обеспечения ремонта гражданских морских и речных судов в России необходимо создать экономические условия. В апреле сообщалось, что Минпромторг и Минфин прорабатывают освобождение от НДС ремонта гражданских судов в качестве меры поддержки отрасли с учетом международной обстановки и санкционного давления.