19 апреля 2023, 16:12

Госдума приняла в I чтении законопроекты о свободной экономической зоне в новых субъектах

В частности, устанавливаются требования к лицу, намеревающемуся получить статус участника, порядок предоставления такого статуса, а также основания для отказа в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ

МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроекты, предусматривающие создание в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях свободной экономической зоны (СЭЗ), а также налоговые льготы участникам СЭЗ в новых регионах. Документы внесены правительством РФ.

Основной законопроект предусматривает установление особого режима предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Этот режим предусматривает особенности градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации инвесторами проектов, особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами, применение процедуры свободной таможенной зоны на новых территориях РФ. Органами управления СЭЗ предлагается определить уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования СЭЗ и управляющую компанию (УК), под которой понимается публично-правовая компания "Фонд развития территорий".

Соответствующий федеральный орган будет обеспечивать взаимодействие и координацию деятельности органов управления СЭЗ с органами госвласти, утверждать примерную форму договора об условиях деятельности в СЭЗ, форму инвестиционной декларации, определять ведение единого реестра, которым может быть, в том числе, определена информация об участнике, не подлежащая публикации, а также ежегодно оценивать эффективность функционирования СЭЗ и представлять в правительство РФ ежегодный отчет о результатах ее функционирования.

К полномочиям УК предлагается отнести ведение единого реестра участников СЭЗ, сведения о включении лица в единый реестр и об исключении из него, заключение договора об условиях деятельности в СЭЗ или отказ в заключении таких договоров, мониторинг выполнения участником договора об условиях деятельности в СЭЗ, представление в уполномоченный федеральный орган ежегодного отчета о результатах функционирования СЭЗ, предоставление участнику земельного участка, необходимого для реализации инвестпроекта. При этом уполномоченный федеральный орган может определить виды деятельности, которые в СЭЗ не допускаются.

Законопроектом устанавливаются требования к лицу, намеревающемуся получить статус участника, порядок предоставления такого статуса, а также основания для отказа в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ. "Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач, связанных с устойчивым социально-экономическим развитием территорий, а также снижению оттока рабочей силы и капитала из территорий", - говорится в пояснительной записке.

Налоговые льготы

Сопутствующими поправками в Налоговый кодекс для участников СЭЗ предлагается установить ряд налоговых льгот. Это нулевая на десять лет ставка по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестпроекта в СЭЗ, и ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, от 0% до 13,5%, освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок десять лет с момента принятия на учет участником такого имущества, освобождение от уплаты земельного налога в отношении участков на территории СЭЗ на срок три года с месяца возникновения собственности на каждый земельный участок, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% сроком до окончания срока существования СЭЗ при соблюдении ряда условий.

Кроме того, предусматривается применение в отношении собственных амортизируемых основных средств ускоренной нормы амортизации.

Пакет законов необходимо принять в весеннюю сессию

Как сообщил глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, для крупного инвестора минимальный объем инвестиций будет составлять 30 млн рублей. "Для малого бизнеса, средних предприятий - 3 млн рублей", - сказал он, подчеркнув, что такие цифры определены с учетом опыта Севастополя и Крыма. Под инвестпроекты правительство также будет предоставлять субсидии для привлечения банковских кредитов, указал депутат. "В законопроекте размер их не определен. Думаю, что ко второму чтению мы сможем с коллегами эту тему тоже обсудить", - сказал Топилин.

"Еще один важный элемент поддержки - это формирование в новых регионах свободной таможенной зоны. В частности, планируется освобождение от таможенных пошлин ввозимого на территорию СЭЗ зарубежного оборудования для реализации инвестпроектов. Это тоже очень серьезный инструмент поддержки и привлечения инвестиций", - пояснил парламентарий.

По словам Топилина, этот пакет законов необходимо принять в весеннюю сессию, чтобы "предложенные механизмы заработали в новых регионах как можно быстрее".

Как подчеркнул выступивший на заседании Госдумы глава ДНР Денис Пушилин, ко второму чтению необходимо скорректировать законопроекты, в частности, ввести режим налоговых соглашений. "Это длительные соглашения на 10-15 лет, которые включают в обязательства инвестора единый фиксированный налог, суммы выверены со всех сторон, но при этом для инвестора это гарантия от налоговых проверок, а для бюджета - это четко прогнозируемая сумма на длительный период", - сказал он. 

Теги:
Россия