21 апреля 2023, 07:10

Эксперты: ФРГ разрушает энергобезопасность ради незаконной конфискации активов России

По словам собеседников агентства, речь идет прежде всего о доле "Роснефти" в местных НПЗ, оцениваемой в €15 млрд

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Германия не оставляет попыток придать "законность" конфискации российских активов, прежде всего доли "Роснефти" в местных НПЗ, оцениваемой в €15 млрд. Необходимы сопоставимые ответные меры со стороны России, чтобы не дать новым нормам закрепиться на Западе, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Германский Бундестаг проголосовал за поправки, которые упрощают продажу акций в компаниях, находящихся под внешним управлением, без национализации, если это необходимо для энергетической безопасности. Так нижняя палата парламента Германии в четверг поддержала поправки в закон об энергетической безопасности (Ensig), которые позволят правительству страны продать долю "Роснефти" в НПЗ в Шведте (федеральная земля Бранденбург) без национализации этих активов.

Попытка узаконить масштабную экспроприацию

Как отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин, это первый в истории случай такой масштабной экспроприации активов у иностранных собственников со стороны западного государства, ведь доля "Роснефти" в немецких НПЗ оценивается в €15 млрд. Он добавил, что правительство Германии знало, что по действующему межправительственному договору "Роснефти" полагается компенсация, соответствующая "реальной стоимости изъятого капиталовложения". "Именно этот пункт Берлин и пытается обойти", - подчеркнул он.

"Западные страны фактически начали конфисковывать российские активы без всякого на то повода, - согласился эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. - К примеру, ущерб только двух крупнейших российских компаний - "Роснефти" и "Газпрома" - от подобных изъятий составит не менее $22 млрд".

Как добавил доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации Леонид Крутаков, политическое право базируется на общественной морали. Запад де факто создает новое правовое пространство, устраивая беспрецедентные примеры. "Норма не имеет юридического статуса, но она всегда его предвестница. То, что признается нормой, в обязательном порядке кодифицируется на юридическом уровне, - утверждает он. - А в результате, речь идет не о плохих русских или плохой России. Речь о новой норме, новом правовом статусе, новом международном порядке. Запад решает задачу по восстановлению утраченной им собственной конкурентоспособности по отношению к развивающимся странам".

Разрушение рынка

"Неприкосновенность частной собственности, обязательность контрактов, правовая защита сделок и договоров, приоритет права - эти правила, ранее соблюдавшиеся всеми участниками международного рынка, больше не действуют, - отмечает эксперт международной аналитической площадки The Columnist Карл Риттер. - Все "правила" устанавливают и меняют США в своих интересах. К сожалению, институт права на неприкосновенность частной собственности, усердно выстраиваемый Западом, оказался полностью разрушенным. Изъятие НПЗ в Шведте демонстрирует, что собственность любой иностранной компании, которая не относится к ЕС и G7, может быть изъята в Германии по политическим мотивам и при полном нарушении закона".

По мнению Риттера, немецкий бизнес с отчаянием наблюдает за крушением основ рынка, но Берлин давно потерял субъектность и не способен противостоять главному мировому регулятору, который заинтересован в полном переформатировании экономических основ. Более того, невиданный и стремительно нарастающий энергетический кризис вынуждает немцев переносить производство в США. Еще одним болезненным ударом могут стать меры, предпринятые Россией в ответ на беззастенчивую экспроприацию ее крупных и стратегически значимых активов за рубежом".

Ответ России

"Пока Россия дает сдержанный ответ на экономическую агрессию Запада. Подлинный погром российских активов странами "коллективного Запада" в прямое нарушение всех норм международного права встретил со стороны России крайне ограниченный ответ, заключающийся в том числе в создании своего рода "гарантийного фонда" активов корпораций из недружественных государств, прекративших работу в нашей стране. Отказ от ограничения бегства капитала из России привел к тому, что чистый вывод капитала составил $217 млрд, почти в полтора раза превысив рекорд 2014 года ($152 млрд)", - отмечает заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы Михаил Делягин.

По его словам, деофшоризация саботируется, сводясь к решению мелких корпоративных проблем, а самоочевидное использование офшоров для уклонения от налогов и вывода капитала официально отрицается. "На этом фоне расширяется практика разрешения продажи иностранными корпорациями своих активов в России (в том числе по, вероятно, завышенным ценам) с выводом капиталов на Запад, что оборачивается сокращением "гарантийного фонда", дискредитацией самой его идеи и ростом неверия в способность и желание российского государства защищать российский бизнес от агрессии Запада", - добавил он.

"Отсутствие ответных мер России со времен "дела Магницкого" поощряет агрессию Запада, уже создающего нормативную базу конфискации российских активов, - резюмирует депутат. - Думаю, в случае с активами "Роснефти" необходимо вводить ответные меры, чтобы защитить российские инвестиции".

"Как Россия реагировала до сих пор на, мягко говоря, недружественные шаги, которые ведут к изъятию активов? Безусловно, определенные действия предпринимаются - 5 августа 2022 года был подписал указ президента РФ №520 "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", - отмечает Андрианов.

Как отмечает Андрианов, целями этого указа стали предотвращение бесконтрольного вывода средств иностранных инвесторов из страны, а также формирование компенсационного фонда, с помощью которого можно было бы дать зеркальный ответ на незаконную экспроприацию российских активов за рубежом. Кроме того, данный документ был призван способствовать деофшоризации отечественной экономики, то есть переводу крупнейших активов под российскую юрисдикцию.

Правовой беспредел

"Сентябрьское решение ФРГ по изъятию у "Роснефти" НПЗ в городе Шведт базируется на тезисе, что европейские банки и другие контрагенты отказывались работать с этим предприятием. Однако такая логика не выдерживает критики - Берлин мог предоставить ему кредит, как это было ранее сделано с SEFE (ранее "дочка" "Газпрома" Gazprom Germania)", - утверждает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

Деятельность "Роснефти" на рынке ФРГ полностью соответствовала требованиям энергетической политики страны. Компания даже планировала производить "зеленый" водород и вписала энергетический переход в свою стратегию.

"Берлин изъял НПЗ под давлением Польши, которая заявила, что не будет гарантировать поставку в Шведт нефти из терминала в Гданьске. Законность этого изъятия формальна, действия Берлина были противоправны", - заключает Белов.

Таким образом, ФРГ полностью теряет самостоятельность в вопросе поставок сырья и попадает в зависимость от Польши, которая осуществляет агрессивную экспансию и, фактически, становится регулятором на восточнонемецком рынке.

Польский реванш

"Из-за санкций поставки нефти на НПЗ в Шведте возможны только через порт Гданьск, но Польша настаивает на исключении "Роснефти" из структуры владения заводом и подталкивает польскую компанию Orlen к приобретению доли", - пишет немецкая Die Zeit.

"Утрата субъектности - характерная черта современной Германии, - отмечает эксперт Института Фридмана Алессандро Бертольди. - Мир привык видеть в ФРГ экономического лидера ЕС, который является локомотивом для других членов Союза. Сейчас образ рушится, когда Берлин с бессилием взирает на то, как мировой гегемон устраивает взрывы "Северных потоков" и развязывает войну, чтобы навязать немцам свой СПГ, в шесть раз превосходящий по цене российский трубопроводный газ. Но одно дело отказаться от субъектности в пользу гегемона и совсем другое, когда свою волю немцам навязывает восточноевропейское государство, на которое они традиционно привыкли смотреть свысока. Более того, Польша, которая через всю свою историю пронесла комплекс униженной и насильно разделенной нации, вдруг с легкой руки Вашингтона устраивает настоящий реванш и примеряет на себя роль наместника США в континентальной Европе. Варшава беззастенчиво отсекает Германию от реальных поставок нефти. Самое унизительное, что нынешнее малокомпетентное руководство Германии даже не отдает себе отчет, в том что происходит и радостно дарит ключи от своего рынка Польше. Дело не только в растущей логистической зависимости от портовых мощностей этой страны. Дело также в возросших аппетитах польского нефтегаза. Стремительно монополизирующегося польского нефтегаза".

Известно, что в августе 2022 года было завершено слияние PKN Orlen и Lotos. Осенью того же года было одобрено поглощение той же Orlen польской государственной нефтегазовой компании PGNiG. По словам главы компании Дэниэла Обайтека, в результате сделки PKN Orlen укрепила свои позиции в качестве крупнейшей компании Центральной и Восточной Европы с выручкой более $80 млрд в год (до череды слияний в 2021 году этот показатель составлял около $33 млрд).

После завершения монополизации нефтегазовой отрасли в Польше PKN Orlen, пытается подмять под себя восточнонемецкий рынок, на котором ранее на конкурентной основе работали ведущие мейджоры, такие как Shell, Eni и bp.

"По словам ряда источников, Orlen продолжает интересоваться покупкой у правительства Германии нефтеперерабатывающих мощностей, изъятых у "Роснефти", - продолжает Бертольди. - По всей видимости, под крики про опасность сотрудничества с Москвой, Берлин начал работать в интересах Варшавы. Немецкое правительство не только создает опасный прецедент, который снизит инвестиционную привлекательность ФРГ, но и подрывает энергобезопасность страны. А ведь главным предлогом для травли и экспроприации активов российской компании стали как раз соображения энергетической безопасности".

Немецкий бизнес "Роснефти"

"Роснефть" на протяжении всех лет сотрудничества выступала в качестве надежного партнера и добросовестного участника немецкого рынка, - утверждает Андрианов. - В самые сложные годы "Роснефть" старалась выстраивать цивилизованные отношения на немецком рынке, вкладывая деньги в активы, модернизируя их. Инвестиции не прекращались и в период кризисов, когда маржинальность нефтепереработки становилась отрицательной. Напомним, что с 2009 года из порядка 100 НПЗ, работавших в Европе, было закрыто или существенно трансформировано 26 крупных заводов.

"Роснефть" никогда не настаивала на переработке только своей нефти, легко переключаясь на сырье других производителей, если того требовали обстоятельства. В качестве примера можно привести ситуацию с прокачкой по нефтепроводу "Дружба" загрязненного сырья, которое нельзя было использовать на НПЗ. Раз условия эмбарго на российскую нефть потребовали бы переключиться на сырье других поставщиков, компания готова была это сделать.

"Роснефть" по максимуму загружала мощности завода: так, например, в 2021 году загрузка немецких заводов компании составляла 86%, в то время как средний показатель по Германии, по данным BP Statistical Review of World Energy, не превышала 80%. Компания вкладывалась в зеленые проекты, такие как производство биотоплива, модернизацию заводов и социальные программы, исправно платила налоги".

Правительство ФРГ как угроза энергетической безопасности

Эксперты отмечают, что с момента введения внешнего управления на активах "Роснефти" в Германии ситуация на немецком рынке резко ухудшилась. "Стране приходится биться в поисках альтернативных поставщиков нефти и выстраивать новую логистику, - отмечает Крутаков. - У Федерального сетевого агентства и правительства ФРГ это получается заметно хуже, чем могло бы получиться у профессиональной компании, которая давно и очень плодотворно работала на рынке Восточной Германии". К примеру, отмечает эксперт, лишь одному из трех НПЗ - PCK Raffinerie (Шведт) необходимо 11,6 млн тонн нефти в год, которые ранее поставлялись по нефтепроводу "Дружба". Поставки через порт Росток в лучшем случае способны удовлетворить лишь половину этого объема. Берлин также рассчитывал на трубопроводные поставки из Казахстана, но договорился лишь на объем в 1,2 млн тонн в этом году.

"Напомним, что доля Rosneft Deutschland - это 12% немецких нефтеперерабатывающих мощностей, - резюмирует Мухин. - И кто же, позвольте спросить, ставит под угрозу надежность снабжения немецкого рынка нефтепродуктами? Получается, что реальную угрозу энергетической безопасности Германии представляет регулятор, некомпетентность собственного правительства".