МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Холдинг "Российские железные дороги" (РЖД) планирует закупить в текущем году 602 локомотива, при этом в будущем план закупок может быть пересмотрен в большую сторону. Об этом сообщил на брифинге заместитель генерального директора РЖД - начальник Дирекции тяги Олег Валинский.
"Актуальный план <...> - 602 локомотива", - сказал он. В частности, может быть увеличена закупка электровозов постоянного тока у "Синары". "Я думаю, что изменения будут и с локомотивами постоянного тока. <…> Я думаю, что добавим по электровозам постоянного тока у "Синары", - отметил Валинский.
Говоря о проблеме с импортными комплектующими, замглавы РЖД сообщил, что этот вопрос частично решен. Тем не менее, остаются некоторые позиции, поставки которых продолжаются через параллельный импорт. Среди них подшипники, редукторы для скоростных машин, преобразователи, конденсаторы, кабельная продукция.
"По основным всем моментам мы проблемы решили, в том числе с локализацией отдельных деталей, с приобретением их частично из дружественных стран. Но это потребовало сертификации, испытаний и так далее. Но позиции, тем не менее, такие, которые нас тревожат, остались. <…> Наверное, подшипники - это одно из самых главных", - сказал Валинский.
Планы по отечественному локомотиву
Проблема с комплектующими для локомотивов может быть решена в 2024 году. По словам Валинского, уже в следующем году появится целая линейка отечественных локомотивов от производителей "Трансмашхолдинг" (ТМХ) и "Синара - транспортные машины" (СТМ).
"В 2024 году, я думаю, что мы увидим суверенный локомотив", - заявил он, добавив, что обе компании работают над тем, чтобы такие локомотивы появились.
В октябре 2022 года Валинский в ходе интервью "РЖД-ТВ" выразил мнение, что в компании появится ряд локализованных российских локомотивов в 2023 году. Он подчеркивал, что в 2022 году холдинг отказался от покупки пяти электровозов ЭП20 с большой компонентной базой фирмы Alstom, восьми тепловозов 3ТЭ25К2М компании General Electric, а также 10 электровозов 2ЭС5ЭС. Несмотря на это, замглавы РЖД отмечал, что практически любую позицию холдинг уже заменил.
Локомотивы на водороде
РЖД ожидают, что первый маневровый локомотив на водороде будет разработан к 2026 году и затем будет испытан на полигоне в Сахалинской области, сообщил Валинский.
"Мы работаем в рамках локомотива маневрового, который бы был приближен к источнику самого топлива. Технические условия нами переданы локомотивостроителям. И "Синара", и ТМХ ["Трансмашхолдинг"] работают над этим. Они обещают 2026 год",- сказал он.
По его словам, эксперимент по запуску движения водородных поездов, который планируется изначально проводить на Сахалине, в будущем может быть расширен и на другие локации.
В 2019 году РЖД, Росатом, ТМХ и власти Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах, их планируется испытать на Сахалине. Производство поезда на водородных топливных элементах организовано "Трансмашхолдингом" и Росатомом. При этом Росатом отвечает за производство и поставку водородного топлива, организует и эксплуатирует заправочную инфраструктуру, РЖД планируют стать заказчиком поездов, а ТМХ отвечает за разработку и изготовление водородного поезда.
Изначально планировалось, что эксперимент будет запущен к 2024 году. В январе издание РБК со ссылкой на представителя компании "Русатом Оверсиз" ("дочка" Росатома) сообщало, что перевозка пассажиров на первых в России водородных поездах начнется в четвертом квартале 2025 года. Тогда же представитель компании подчеркивал, что говорить о переносе сроков не совсем корректно, сроки уточняются по мере проработки технических решений.
В 2021 году ТМХ сообщал, что стоимость разработки одной модели поезда превышает 1 млрд рублей.