МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Развитие коридора Север - Юг крайне важно и способно в корне изменить транспортную структуру Евразии. Об этом заявил в среду президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на пленарном заседании второго Евразийского экономического форума.
"События прошедшего года вновь наглядно показали развитие транспортного коридора Север - Юг как ключевого элемента новой глобальной логистики. Данный меридиальный коридор согласовывается с широтным Транскаспийском международным транспортным маршрутом. Поэтому видим значительную синергию в скоординированном и системном развитии обоих маршрутов. Это не только точка роста для промышленности, транспорта, экономики - данные маршруты способны в корне поменять уровень кооперации и взаимодействия внутри огромной Евразии", - сказал он.
По словам главы государства, именно транспорт и логистика сейчас выходят на первый план в международном сотрудничестве. "По сути дела, на международном рынке идет борьба за обладание транспортными маршрутами, логистикой и так далее. Это, кстати говоря, прибыльный бизнес для всех государств. Я думаю, что Евразийский экономический союз должен сыграть важную положительную роль в этом направлении", - отметил президент.
Токаев указал, что в настоящее время формируется новый транспортный каркас Евразии, при должном подходе его создание может принести участникам серьезные экономические и политические дивиденды.
"Можно без преувеличения сказать, что сейчас мы, по сути, формируем новый транспортный каркас Евразии, до этого никогда не существовавший. Если подойдем к данному вопросу основательно и сообща, сможем получить значительные экономические и даже политические дивиденды", - сказал он.
Токаев отметил, что, помимо развития физической инфраструктуры, важно уделять особое внимание созданию "мягкой" инфраструктуры - цифровизации, упрощению таможенного администрирования и снижению административной нагрузки.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около 2,1 млрд долларов, часть этой суммы - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.