26 июня 2023, 07:21

Эксперт рассказал о плюсах круглогодичной навигации в направлении Каспия и Азова

По мнению научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, реализация проекта позволит в полной мере использовать возможности внутренних гидроузлов

АСТРАХАНЬ, 26 июня. /ТАСС/. Открытие круглогодичной навигации в направлении Каспия и Азова создаст условия для промышленного развития регионов Каспийского и Азово-Черноморского бассейна и перевода части торговли с Ираном из Черноморского бассейна в Каспийский. Такое мнение высказал ТАСС в понедельник научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета Ассоциации "Афанасий Никитин" Александр Караваев.

"В конце 80-х годов XX века объем перевозок по внутренним водным путям составлял 580 млн тонн в год, а теперь такой показатель - в 5 раз меньше. Круглогодичная навигация "Азов - Каспий" позволит в полной мере использовать возможности внутренних гидроузлов, например, Багаевского, расположенного в Ростовской области, и вывести на общий рост перевозок по внутренним водным путям. Это обеспечит транзитную связанность и улучшит условия промышленного развития регионов Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов", - сказал Караваев, уточнив, что данные меры будут также способствовать развитию точек межвидовых перевалок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом.

Он также добавил, что одной из основных задач создания круглогодичной навигации также состоит в переводе части торговли России с Ираном из Черноморского бассейна в Каспийский, сообщив, что по итогам 2022 года большая часть зерна, которую закупил Иран в России прошла через черноморские порты.

"Астраханская область в разрезе поставленной задачи географически - это стык грузооборота по морю и подключение тех партий грузов, которые спускаются вниз по Волге или поднимаются по ней вверх. То есть регион является своеобразным хабом для переключения с одного типов маршрута на другие. Это полноценный выход, пусть и на ограниченную морскую акваторию на Каспии без выхода на мировые океанские маршруты, но все равно важнейшее направление. И здесь видятся значительные перспективы по расширению морской торговли", - отметил эксперт.

20 июня в рамках совещания по развитию внутренних водных путей с президентом РФ Владимиром Путиным глава Минтранса Виталий Савельев сообщил, что навигация в направлении Каспия и Азова может стать круглогодичной и составить 11 месяцев. Он отметил, что для определения стоимости и перечня мероприятий, необходимых для обеспечения навигации в зимний период была проведена научно-исследовательская работа, которая показала экономическую целесообразность проекта.

Увеличение грузопотока

Ранее сообщалось, что власти Астраханской области в рамках развития международного транспортного коридора Север - Юг до конца 2023 года проведут дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале, что позволит увеличить грузопоток, проходящий через порты региона. Волго-Каспийский судоходный канал соединяет участок реки Бахтемир, главный рукав в дельте Волги, и Каспийское море через мелководную часть дельты Волги в Астраханской области. Суда, проходящие через этот участок, часто садятся на мель.